МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

Тема 10.

Контрольные вопросы к теме 9

1. Перечислите основные направления совершенствования региональных законов о туризме как основы планирования развития туризма?

2. Что такое эффективность?

3. Какие показатели могут быть отнесены к экономической эффективности развития туризма?

4. Какие показатели могут быть отнесены к социальной эффективности развития туризма?

5. Какие трудности возникают при оценке общей эффективности системы туризма?

6. Как можно определить бюджетный эффект реализации мероприятий программы развития туризма в регионе?

7. Почему в условиях рыночной экономики на первое место выходит коммерческая эффективность инвестиционных проектов, а бюджетная эффективность становится вторичной?

8. Как вы думаете, почему эффективность развития туризма в регионе должна быть основана на показателях результативности? Что такое показатели результативности?

9. Какими основными характеристиками должны обладать показатели результативности мероприятий программы?

10. Охарактеризуйте основные группы показателей результативности программных мероприятий.

В результате изучения темы 10 студенты должны знать:

· особенности планирования развития международного туризма в развитых странах мира

· особенности определения эффективности принятия решений в планировании развития международного туризма;

уметь: назвать отличительные подходы в планировании развития туризма в развитых странах мира;

владеть: сведениями об особенностях планирования за рубежом и возможности использования их при разработке эффективных программ развития туризма в регионах России.

 

1. Деятельность муниципалитетов по планированию туризма в крупных туристских центрах и регионах мира

2. Содержание поэтапного плана развития международного туризма.

3. Особенности определения ожидаемого экономического эффекта от затраченных средств на развитие международного туризма.

 

Туристская политика любой страны строится, исходя из ее внутренних специфических условий и внешних факторов, и рассматривается как составная часть общей политики государства. В силу ряда причин в мировой практике существуют различные национальные системы организации регулирования туризма. Можно выделить следующие модели управления туризма:

1-я модель характерна для стран, в которых туризм не признается приоритетной отраслью или субъекты рынка занимают сильные позиции и способны решать вопросы без государственного участия за счет профессиональных усилий по продвижению туристского продукта (например, США).

2-я – характерна для стран, где туризм является основным источником валютных поступлений (например, Турция, Египет, Греция) и поэтому предполагает строгий контроль со стороны государства за всей отраслью.

3-я - характерна для европейских государств (Франции, Испании, Италии) и предусматривает вхождение национальной туристской администрации в состав многоотраслевого министерства. Взаимный комплекс программно-целевого управления и бизнес-планирования сочетает форму государственного регулирования и принцип рыночной конкуренции. Например, в Италии принят закон 135/2001, нормы которого способствовали развитию местных туристских систем и позволили создать комплексный системный подход к управлению территорией, ее ресурсами, а также преодолеть существующую в стране разобщенность.

Содействие развитию туризма - с учетом его места в экономике и характера самой индустрии - должно входить в обязанности правительства так же, как и поддержка любой другой сферы экономической деятельности. Совет государственных агентств по планированию в США отмечает, что «наличие рекреационных фондов играет все более важную роль для развития новых направлений в бизнесе, поддержания уже существующих (нетуристских) фирм в регионе и поощрения роста любой фирмы в пределах штата».

Весь процесс планирования (на примере США) можно разделить на 10 этапов:

ЭТАП 1 - Определение туристского продукта. Для принятия правильного решения о выборе турпродукта необходимо исходить в первую очередь из желаний и финансовых возможностей иностранных туристов, нежели от взглядов местных предпринимателей или туристских властей (иными словами, характер спроса определяет предложение). Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация; он должен достоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта, в противном случае это может привести к уменьшению туристского потока в данный регион.

ЭТАП 2 - Инвентаризация ресурсов. Этот этап предусматривает создание каталога ресурсов, доступных иностранным туристам внутри района и вокруг него. В такой каталог включается перечень услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, которые могут ожидаться в течение ближайших трех лет.

ЭТАП 3 - Анализ рынка. На этом заключительном подготовительном этапе необходимо определить типы иностранных посетителей и/или иностранные рынки, которые вероятнее всего откликнутся на предлагаемые регионом туристские объекты и достопримечательности, а также оценить характер и масштабы конкуренции со стороны других стран и сообществ за этих иностранных посетителей.

ЭТАП 4 - Налаживание международных контактов. На данном этапе необходимо определить:

· имеет ли туристский продукт, который будет рекламироваться, значение для людей за рубежом, которые будут фактически продавать его;

· являются ли местные ресурсы конкурентоспособными по сравнению с сопоставимыми турпродуктами на том же самом рынке, предлагаемыми другими регионами и частными компаниями, и где лучше всего предлагать новый турпродукт;

· определены ли наиболее подходящие целевые страны и/или наиболее подходящие сегменты международного рынка для новой международной туристской программы.

Прежде чем приступить к планированию, желательно согласовать свои действия с иностранными специалистами по туристской деятельности, т.е. с операторами, организующими прием на месте, или компаниями по управлению турцентром.

ЭТАП 5 - Организация работы. В регионах должен быть создан жизнеспособный административный механизм для координации всех прямых и косвенных усилий по привлечению и приему иностранных посетителей.

ЭТАП 6 - Совершенствование внутренних ресурсов. В процессе составления перечня необходимых ресурсов для развития туризма необходимо сначала выявить сильные и слабые стороны региона. Это позволит найти пути совершенствования элементов своей туристской инфраструктуры для того, чтобы туристы, прибывшие впервые, сразу же почувствовали радушие и гостеприимство, а также с тем, чтобы увеличить шанс, что эти посетители по возвращении будут способствовать привлечению друзей, родственников и коллег.

ЭТАП 7 - Обработка информационных источников. В силу разрозненности статистических данных, а, следовательно, возможного искажения реальной ситуации развития туризма, регионам рекомендуется проводить свои статистические исследования для того, чтобы проверять, как совершенствуются методы, используемые региональными органами власти для стимулирования международного туризма и для оказания помощи в разработке будущих программ на этапе планирования, с целью привлечения наиболее перспективных категорий туристов. На этом этапе должна быть собрана полная информация по вопросам, касающимся туризма, а именно: четко определен туристский продукт, перечень ресурсов, организационная структура, информационная база, статистический механизм для оценки прогресса в области туризма, приступают к разработке рекламных материалов.

ЭТАП 8 - Разработка рекламных материалов. Необходимо сделать правильный выбор по нахождению эффективного канала продвижения турпродукта.

ЭТАП 9 - Привлечение специалистов. Для выполнения программы необходимо иметь специалистов по международной туристской деятельности, в первую очередь опытных.

ЭТАП 10 - Вхождение в рынок. Региональные власти и частные компании должны выходить на зарубежный рынок, используя методы, позволяющие максимизировать финансовые ресурсы, выделенные для обеспечения деятельности по продвижению их туристского продукта.

Десять этапов расположены в порядке очередности их осуществления. Некоторые из них начинаются и завершаются в течение относительно короткого периода времени другие осуществляются одновременно в процессе реализации плана. Все они необходимы для организации и проведения комплексных эффективных мероприятий по развитию международного туризма и могут быть начаты в течение первых 12 месяцев реализации плана.

Каждый этап связан с видами деятельности, предпринимаемыми спонсорской организацией - агентством местного органа власти, частной компанией или специально созданной для этого ассоциацией.

В табл.4. представлены ориентировочные затраты туристского центра на программу, описанную выше, на трехлетний период.

 

 

Таблица 4

Затраты на 3-х летнюю программу развития туризма

Этапы программы Диапазон, тыс. долларов
низкий уровень высокий уровень
Определение туристского продукта -
Инвентаризация ресурсов -
Анализ рынка -
Организация международных контактов
Организация работ
Совершенствование внутренних ресурсов
Уточнение информационных источников
Разработка рекламных материалов
Привлечение специалистов
Вхождение в рынок
Итого 2640 6205

 

При планировании расходов исходят из предположения, что приблизительно 25% трехлетнего бюджета будет израсходовано на первом году, еще 35% - на втором году и остаток - в течение третьего года реализации программы (табл.5).

Таблица 5

Расходы на программу по времени

Годы Диапазон, тыс. долларов
низкий уровень высокий уровень
Первый 562,5
Второй 2166,5
Третий

 

Как следует из данных табл.4 затраты на трехлетнюю программу колеблются в пределах 2,6 млн - 6,1 млн долл. Средние затраты на программу, вероятно, окажутся около 4,25 млн долл. Следует отметить, что на международном рынке всегда бывает заметное отставание между первыми затраченными суммами денег и первым возвращенным доходом. В результате затраты на 5-летнюю программу не будут полностью компенсированы самое раннее до конца 4-го года.

Очевидно, что не только бюджетные деньги должны расходоваться для привлечения иностранных посетителей в свой регион, но также частные и государственные предприятия должны брать на себя операционные расходы по размещению, питанию, защите, просвещению и развлечению туристов во время их пребывания в регионе / туристской дестинации. Эти затраты приблизительно оцениваются в 10% расходов на развитие туризма.

Для компенсации затрат в 4,25 млн долл. за трехлетний период предположим, что суммарные расходы иностранных туристов в течение тех же временных рамок, чтобы достичь уровня безубыточности, составят 10-12 млн. долл. Если один турист в среднем тратит примерно 130 долл. в день, находясь в Соединенных Штатах, и пребывает около 2,5 дней на любой данной территории, то в регион необходимо привлечь около 8 тысяч новых туристов для покрытия издержек. Зная также, что расходы туристов многократно вкладываются в экономику региона (эффект мультипликатора) и принимая значение мультипликатора – 1,5, приходим к выводу, что поступающие 325 «новых» доллара в действительности составляют для региональной экономики 485 долл. Иными словами, привлечение 8 тысяч новых иностранных туристов может оказаться для некоторых регионов значительным доходом. Такое количество дополнительных туристов можно разместить, имея лишь 25 постоянно незанятых гостиничных номеров (с учетом типичной загрузки).

Несмотря на то, что данные расчеты являются приблизительными, по оценке большинства экономистов каждые 100 новых иностранных туристов, прибывающих в регион / туристскую дестинацию, создают примерно одно новое рабочее место. Следовательно, 2650 иностранных посетителей в любой год создают приблизительно 27 новых рабочих мест. Эти рабочие места должны дать дополнительно примерно 1-1,5 млн. долл. в региональный фонд заработной платы. Заработная плата и ее эффект мультипликатора, конечно, дают новые налоговые поступления, увеличивая на 12-15% региональные бюджетные доходы. Складывая эту сумму с налогами, генерированными расходами самих туристов, с учетом эффекта мультипликатора, можно предположить, что будет получен дополнительный доход в фонды свыше 475 тыс. долл. То есть примерно 17-20% затрат средней всеобъемлющей программы развития туризма должны вернуться только в форме новых налоговых поступлений.

Так как основная часть прибыли от новых туристов будет реализована связанными с туризмом компаниями в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, то и основная часть затрат на развитие должна быть покрыта этими фирмами. По оценкам экспертов, предлагаемая программа даст частному сектору общую чистую прибыль в пределах 1 млн. долл. Но возникает последний вопрос. Эти цифры основаны на анализе безубыточности. Та же программа развития туризма за трехлетний период может привлечь как 8 тысяч туристов, так и 80 тысяч. Если это произойдет, то доход, полученный регионом от развития туризма, будет значительно выше.