РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема 5.

Контрольные вопросы к теме 4

1. Что понимают под стратегическим планированием? В чем заключается особенность стратегического планирования в туризме?

2. Что такое стратегия?

3. Какие черты присущи стратегическому планированию?

4. В чем отличие стратегического планирования от долгосрочного?

5. Охарактеризуйте основные типы стратегического планирования.

6. Дайте определение понятиям «концепция», «программа», «план».

7. Какие цели обычно преследует стратегическое планирование развития туризма в регионе?

8. Основное содержание и этапы разработки стратегического плана развития туризма в регионе.

9. Какие вопросы охватывает базовая стратегия? Перечислите основные типы базовых стратегий.

10. Охарактеризуйте основные этапы организации процесса формирования и реализации стратегии развития туризма в регионе.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

· проблемы в сфере стратегического планирования и управления туризмом;

· роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма;

· понятие «региональный туристский мониторинг»;

· цели, задачи и принципы регионального туристского мониторинга;

· систему мониторинговых показателей развития туризма и его инфраструктуры;

уметь:использовать механизм стратегического планирования для разработки эффективных программ развития туризма;

владеть: практическими навыками оценки сложившейся ситуации в регионе, используемыми при стратегическом планировании развития туризма.

1. Система стратегического планирования и управления туризмом.

2. Роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма

3. Программы развития туризма в регионах России: общее, особенное и причины не выполнения

4. Понятие «региональный туристский мониторинг»: цели, задачи, принципы, показатели.

 

Осуществление эффективного стратегического планирования предполагает создание системы стратегического планирования, включающей совокупность основных элементов, таких как: процесс планирования, система планов, процесс управления планированием, а также обеспечивающих элементов: подсистемы принятия стратегических решений, организационного и информационного обеспечения, интегрированных в упорядоченной структуре.

Важнейшими нормативно-правовыми документами, определяющими основы планирования развития туризма, являются принятый 20.07.1995 №115-ФЗ Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которыми формируется система планирования и прогнозирования на всех этапах управления.

Анализ нормативно-правовых документов регионов РФ, регламентирующих работы по плановому регулированию их социально-экономического развития и развития туризма, показал, что они в весьма слабой степени регламентируют решение вопросов стратегического социально-экономического планирования на уровне регионов, в законах субъектов РФ не нашли полного отражения вопросы, связанные с формированием концепций стратегического развития регионов.

Рассмотрим основной круг проблем обеспечения стратегического планирования развития туризма.

1. Проблема научно-методического обеспечения связана прежде всего с отсутствием методических рекомендаций по разработке и реализации концепций развития туризма в регионах, которые отвечают на вопросы: что?, в каком порядке?, каким образом? и кто? должен делать, чтобы в результате получить документ, характеризующий территориальное стратегическое развитие туризма; по комплексной оценке качества концепций развития туризма в регионах, с помощью которых можно было бы как производить самооценку подготовленных материалов (и вносить на их основе соответствующие коррективы), так и обоснованно «защищать» их в ходе разного рода согласований.

2. Имеется огромный круг проблем научного, организационного, информационно-технического и финансового характера в сфере информационного обеспечения процесса стратегического регионального планирования развития туризма, без решения которых трудно рассчитывать на существенное улучшение ситуации

3. Недостаточный профессионализм кадров регионального управления туризмом обуславливает проблему неготовности значительной части управленцев решать новые и весьма сложные задачи, связанные с проведением соответствующих прогнозно-аналитических работ в сфере стратегического планирования развития туризма в регионах.

4. Проблема создания целостных научных основ стратегического планирования развития туризма как системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, цели, задачи и организацию стратегического регионального планирования туризма, порядок формирования стратегий и механизм их реализации.

5. Исследованию проблем анализа и оценки величины регионального туристского потенциала и эффективности его использования препятствует слабая разработанность соответствующего теоретико-методологического аппарата.

6. Проблема соответствия системы управления стратегическим развитием туризма кругу решаемых проблем.

7. Проблемы бизнес-планирования - практически нет рекомендаций по организации разработки бизнес-плана регионального проекта развития туризма региональным органам управления туризмом.

До настоящего времени практически не удалось сформулировать основные целевые функции устойчивого развития сферы туризма в регионе как целостной большой территориальной социально-экономической системы. Анализ целевых блоков основных стратегических документов, определяющих перспективное развитие туризма в РФ и регионах, показал, что цели заданы на вербальном уровне, по существу, это не цели, а их качественные характеристики – целевые установки. Предлагаемый набор целей не является комплексным, измеримым, зачастую не адаптируется к возможным изменениям внешней среды, т.е. не удовлетворяет в полной мере требованиям, предъявляемым к системе стратегических целей развития социально-экономической системы.

Таким образом, проблемы развития туризма в регионе приобретают устойчиво-неопределенный характер, а их упрощение до совокупности частных проблем, в значительной степени очевидных, ограничивает поле эффективного планирования и управления сферой туризма, создает неуправляемые или слабоуправляемые области, в которых возникают негативные потенциалы. Алгоритм выработки и принятия стратегических решений по развитию туризма как части социально-экономической системы региона представлен на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Алгоритм выработки и принятия стратегических решений

по развитию туризма как части социально-экономической системы региона

Левая часть схемы структурирует процессы управления туризмом в регионе, а правая – процессы управления регионом. Совместное их действие формирует процессы управления устойчивым развитием туризма в регионе.

Сформулированная определенная последовательность методологических требований к управлению туризмом является основой формирования структуры управления туризмом (РТА) как частью социально-экономической системы региона (рис.5).

 

Рис.5. Примерная структура региональной туристской

администрации (РТА)

 

Основные функции РТА: разработка методологических аспектов и организационно-методических основ управления сферой туризма в регионе с широким привлечением всех заинтересованных сторон (например, коммерческих, финансовых организаций, представительств МИД и МВД РФ, паломнических центров различных конфессий, научных учреждений, средств массовой информации, общественных туристских организаций, ассоциаций и т.д.); координация комплексного исследования проблем развития туризма в регионе, характер и актуальность которых определяется динамикой, стохастичностью и направленностью протекающих в сфере туризма процессов; принятие концептуальных решений по развитию туризма в регионе; разработка принципов и обоснование целей устойчивого развития туризма, стратегий, методов с использованием нормативно-правовой базы; исследование тенденций развития туризма в регионе, тенденций и закономерностей изменения факторов внешней и внутренней природы, мониторинг рынков туристских услуг в регионе, а также возможностей и потребностей туристов; анализ инфраструктурного обеспечения, в первую очередь свойства аттракторов; активизация связей, планирование и прогнозирование, выявление негативных тенденций; выявление проблем ресурсного обеспечения как на уровне региона в целом, так и на уровне отдельно взятого предприятия туризма, которые анализируются и классифицируются. Эти проблемы могут быть различной природы (например, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, дефицит мест размещения туристов, недостаток квалифицированной рабочей силы и др.). Анализ и классификация проблем позволяет концентрировать усилия на решение актуальных проблем, которые легче решать совместными усилиями заинтересованных лиц.

Эти функции могут быть реализованы, главным образом, за счет привлечения инвестиций и вложения средств в инфраструктуру туризма, обеспечения сочетания государственных и рыночных интересов и механизмов. Кроме того, РТА сотрудничает с органами местного самоуправления, наделенными полномочиями в сфере туризма, которые, в свою очередь, разрабатывают проекты местных программ развития туризма и представляют их на утверждение соответствующим местным органам власти, определяют источники финансирования этих программ, привлекают на договорных началах предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории дестинации к решению проблем развития местного туризма, рациональному использованию туристских ресурсов, содействуют развитию приоритетных видов туризма на территории дестинации.

Переход от решения отдельных проблем к их системному определению и разрешению требует создания в РТА определенных, взаимосвязанных друг с другом структур (рис.5). Основные результаты работы структурных подразделений РТА закладываются в методологию и концепцию управления туризмом, а также в формулирование стратегических и тактических целей управления системой туризма, разработку методологических и методических основ безопасности развития туризма в регионе. Это позволяет обосновать идеологию и сделать выводы о перспективности развития туризма в регионе, уточнить цели и внести коррективы в структуру потенциалов.

Эффективному планированию и управлению туризмом будет способствовать хорошо разработанная система туристского мониторинга.

Региональный туристский мониторинг- это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей, с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.

Главная цель регионального туристского мониторинга состоит в обеспечении региональных органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в сфере туризма, о складывающейся социальной ситуации в связи с развитием туризма.

Субъектом мониторинга является региональный туристский рынок, а объектом - динамика конъюнктуры туристского рынка, происходящие качественные и структурные преобразования в сфере туризма, прямые и косвенные доходы от туризма.

Туристский мониторинг как структурный элемент стратегического планирования развития туризма в регионе должен выполнять следующие основные задачи:

· наблюдение за ходом процессов, протекающих в сфере туризма;

· характеристика и оценка наблюдаемых изменений;

· анализ причин, вызывающих тот или иной характер их протекания;

· прогноз развития социально-экономической ситуации;

· разработка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и активное развитие позитивных тенденций.

К мониторингу развития туризма предъявляется ряд требований:

Достоверность (объективность) мониторинга - использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление.

Оперативность - ориентация на сокращение времени сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений.

Систематичность - осуществление мониторинга в течение более или менее длительного периода с определенными интервалами сбора информации.

Комплексность - одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны состояния и динамики развития туризма в регионе. В качестве такой интегральной оценки может выступать размер совокупного дохода от туризма, данный с учетом коэффициента мультипликатора.

Независимость и объективность - система мониторинга не должна зависеть от субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать политические интересы и заказы, поскольку в противном случае не выполняется требование объективности и достоверности.

Для наиболее полного отражения сущности социально-экономических процессов, происходящих в сфере туризма, необходимо объединить как их количественные, так и качественные характеристики. С этой целью, исходя из особенностей объекта наблюдения, в организацию мониторинга закладываются следующие принципы:

· Принцип тождественности - соответствие (тождество) системы рес­публиканского туристского мониторинга объекту мониторинга.

· Принцип системности - наблюдение за состоянием и развитием туризма как совокупности взаимосвязанных социально-экономических процессов и исследование характера и свойств взаимосвязей между составляющими ее элементами.

· Принцип репрезентативности - ориентация при сборе информации на получение статистически значимых для характеристики объекта фактов.

· Принцип экономичности - ориентация количества и ресурсоемкости наблюдений на их минимизацию, ни коим образом не отражающуюся на качестве исследований.

· Принцип максимальной информативности результатов оценки развития туризма в регионе с позиции принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях государственного управления.

· Принцип сочетания общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем в сфере туризма.

Исходя из принципов организации мониторинга и требований, определяется система мониторинговых показателей (индикаторов) развития туризма в регионе. При их отборе внимание уделяется соответствию показателей таким требованиям, как:

· комплексность показателя;

· функциональность показателя;

· значимость показателя для оценки социально-экономического раз­вития республики;

· прозрачность и простота расчета;

· по возможности единая форма измерения.

Определение и оптимизация перечня мониторинговых показателей осуществляется на основе их экспертной оценки.