Практические задачи

Для решения задач используем формулу определения индивидуального риска

Р = n/N

где Р – индивидуальный риск (травмы, гибели, болезни и пр.);

n – количество реализации опасности с нежелательными последствиями за определенный период времени (день, год и т.д.);

N – общее число участников (людей, приборов и пр.), на которых распространяется опасность.

Задача 1. Ежегодно неестественной смертью гибнет 60 тыс. человек. Определить индивидуальный риск гибели жителя страны при населении в 45 млн. человек.

Задача 2. Опасность гибели человека на производстве реализуется в год 7 тыс. раз. Определить индивидуальный риск погибших на производстве при условии, что всего работающих 60 млн. человек.

Задача 3. Определить риск погибших в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если известно, что ежегодно гибнет в ДТП 12 тыс. человек при населении 45 млн. человек.

Задача 4. С каждого миллиона граждан, проживающих в Украине в 2014 году, в результате бытового травматизма погибли 1362 человека. Каков для украинца риск подвергнуться смертельной опасности в бытовой сфере?

Задача 5. Согласно официальным данным, приведенным в аналитически-статистическом сборнике, в течение 2006-2014 годов в Украине в результате травматизма на транспорте погибло около 76 тысяч человек. Каким для украинца является общий риск подвергнуться смертельной опасности на транспорте?

Задача 6.Согласно официальным данным, приведенным в аналитически-статистическом сборнике, в течение 2006-2014 годов в Украине при пожарах погибли 12700 человек. Каким для украинца является общий риск подвергнуться смертельной опасности в результате пожара?

Задача 7. Как известно, в соответствии с разделением опасностей на 4 категории серьезности и 5 уровней вероятности составлена буквенно-цифровая система оценки рисков опасностей. Риск каких потенциально опасных событий, обозначенных буквами и цифрами, соответствует риску, рассматриваемому как отвергнутый (т.е. настолько мал, что не превышает естественного, фонового уровня)?

А - 4С, 4D, 4Е;

Б - 1Е, 2Е, 3D;

В - 1D, 2C, 2D;

Г - 1А, 1В, 1С.

Задача 8. Как известно, в соответствии с разделением опасностей на 4 категории серьезности и 5 уровней вероятности составлена буквенно-цифровая система оценки рисков опасностей. Риск каких потенциально опасных событий, обозначенных буквами и цифрами, соответствует риску, рассматриваемому как приемлемый (то есть, разрешается обществом на данном этапе его развития)?

А - 4С, 4D, 4Е;

Б - 3Е, 4А, 4В;

В - 1D, 2C, 2D;

Г - 1А, 1В, 1С.

Задача 9. Как известно, в соответствии с разделением опасностей на 4 категории серьезности и 5 уровней вероятности составлена буквенно-цифровая система оценки рисков опасностей. Риск каких потенциально опасных событий, обозначенных буквами и цифрами, соответствует риску, рассматриваемом как предельно допустимый (т.е. самый большой из тех, которые может позволить общество и который нельзя превышать даже учитывая возможный высокий результат выполненных работ или иной деятельности)?

А - 4С, 4D, 4Е;

Б - 1Е, 2Е, 3D;

В - 2D, 3В, 3С;

Г - 1А, 1В, 1С.

Задача 10. Как известно, в соответствии с разделением опасностей на 4 категории серьезности и 5 уровней вероятности составлена буквенно-цифровая система оценки рисков опасностей. Риск каких потенциально опасных событий, обозначенных буквами и цифрами, соответствует риску, рассматриваемому как избыточный (то есть такой, с которым категорически не соглашается общество на данном этапе своего развития)?

А - 4С, 4D, 4Е;

Б - 1Е, 2Е, 3D;

В - 1D, 2C, 2D;

Г - 1А, 1В, 1С.

1А, 1В, 1С, 2А, 2В, 3А Недопустимый (избыточный)
1D, 2C, 2D, 3B, 3C Нежелательный (предельно допустимый)
1Е, 2Е, 3D, 3Е, 4А, 4В Допустимый с проверкой (приемлемый)
4С, 4D, 4Е Допустимый без проверки (пренебречь)

 

Контрольные вопросы

1.Дайте определение риск, опасность.

2. Факторы риска на море и наиболее типичные аварийные ситуации.

3. Определить риск погибших в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если известно, что ежегодно гибнет в ДТП 40 тыс. человек при населении 150 млн. человек.

 

Литература

1. Безпека життєдіяльності (забезпечення соціальної, техногенної та природної безпеки: Навч. посібник/ В.В. Бєгун, І.М. Науменко - К.: Освіта, 2004. – 328с.

2. Березуцький В.В., Васьковець Л.А., Вершиніна Н.П. та ін. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник / За ред. проф. В.В. Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – 348 с.

3. Желібо Є. П., Заверуха Н. М., Зацарний В. В. Безпека життєдіяльності. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів освіти України I-IV рівнів акредитації/ за ред. /Є. П. Желібо, і В.М. Пічі. – Львів: Піча Ю.В., К.: "Каравела", Львів: “Новий Світ., 2002. – 328 с.

4. Касьянов М.А., Ревенко Ю.П., Медяник В.О., Арнаут І.М., Друзь О.М., Тищенко Ю.А. Безпека життєдіяльності: Навчальний посібник. – Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. – 284 с.


Практическое занятие №3

Тема:Конвенции, в которых решаются вопросы ответственности и компенсации. Структура оценки ущерба.

 

Цель занятия: Ознакомление курсантов с конвенциями, в которых решаются вопросы ответственности и компенсации, изучение структыры оценки ущерба.

 

Обеспечение безопасности человека на море было и остается важнейшей проблемой судоходства. Среди различных сфер человеческой деятельности одними из наиболее опасных являются те, которые связаны с необходимостью пребывания людей в море.

Опасность для жизни человека вызывается обычно аварийной ситуацией, которая может возникнуть на судне в любой момент времени, начиная с выхода его в рейс и заканчивая возвращением в порт приписки.

Риск для жизни людей может быть вызван различными обстоятельствами: ошибками, допущенными судоводителем либо кем-нибудь из судового персонала, недочетами при проектировании и постройке судна, воздействием неблагоприятных внешних факторов, отказами систем и устройств судна.

По оценкам специалистов, причинами 80% всех аварий являются неправильные действия судового персонала. Безопасность плавания зависит не только от степени надежности судна и его элементов, но и от уровня квалификации персонала и организации работы различных служб на судне.

В настоящее время существует достаточно четкое определение аварийной ситуации. Применительно к морским судам при аварийной ситуации факторы, непосредственно определяющие риск для жизни людей, приближаются к допустимым уровням и при невозможности их ограничений могут привести к катастрофе.



Все большее значение приобретает эргономический аспект безопасности мореплавания. Он охватывает все стороны функционирования системы персонал — судно — внешняя среда, включая подготовку судоводительского состава, организацию тренировочных занятий для экипажа и пассажиров с целью приобретения навыков использования судовых спасательных средств.

Для решения задачи обеспечения безопасности человека на море безусловно полезно иметь систематизированное представление об основных факторах, приводящих к гибели (рис. В.4). К ним относятся динамические и нервные перегрузки, гипотермия, истощение, обезвоживание, воздействие высоких температур, травмы и др.

 

 

 

Человеческие жертвы аварий судов можно разделить на две группы. К первой группе относятся случаи гибели людей, которые можно считать прямым и неизбежным следствием аварии: лиц, попавших в зону повреждений корпуса при столкновении и посадке на грунт, погибших при взрывах, в очагах пожаров и т. д. В идеальном случае все остальные члены экипажа и пассажиры должны быть спасены. Однако на практике значительное количество людей погибает из-за недостаточной эффективности спасательных средств, плохой организации спасательных операций. Эти случаи гибели образуют вторую группу.

 

 

Конвенции, в которых решаются вопросы ответственности и компенсации

Это Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г . Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971г, с Протоколами 1992г. к этим конвенциям. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1975г. Международная конвенция о спасании 1989г. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993г., Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ в 1996г.