I. Функции и основные направления деятельности ПРФ

 

В настоящее время в мире сложились три основные функциональные модели (типа) прокуратуры:[19]

1) прокуратура преимущественно как орган уголовного преследования;

2) прокуратура прежде всего как орган надзора за законностью;

3) смешанный многофункциональный тип прокуратуры, характеризующий прокуратуру и как орган надзора за законностью и как орган уголовного преследования (РФ).

Указанные модели органов прокуратуры не существуют в чистом виде, как правило, органы прокуратуры того или иного типа помимо основной функции осуществляют и иные функции. Смешанный тип характерен для прокуратуры переходного периода. Поэтому иногда его не выделяют в самостоятельную модель, предполагая его итоговую трансформацию в какой-либо из первых двух.[20]

В науке прокурорского надзора на сегодняшний день нет единства мнений о понятии функций прокуратуры, их системе, классификации и количестве. Наиболее часто в юридической науке функции прокуратуры определяются как основные направления ее деятельности. Вместе с тем существуют и иные подходы для определения данной категории.

 

Так, по мнению Л.М. Давыденко,функции прокуратуры – это обязанности в деле укрепления законности и правопорядка, характеризующие место и роль прокуратуры в системе государственно-правового механизма, а основные направления деятельности обозначают приоритетные задачи, не нашедшие своего отражения в законе о прокуратуре.[21]

В.П. Рябцев определяет функции прокуратуры как «такие виды ее деятельности, которые предопределяются социальным назначением прокуратуры, ее задачами, характеризуется определенным предметом ведения, направлены на решение соответствующей задачи и требуют для своего осуществления использования присущей им специальной компетенции или полномочий и правовых средств реализации. Названные элементы, характеризующие функцию как таковую, находятся между собой в строгой детерминирующей зависимости».[22]

М.С. Шалумов предложил следующее определение понятию «функция прокуратуры».

Применительно к прокуратуре как государственному органу функции – это вытекающие из правового статуса прокуратуры, ее места и назначения в государственном механизме обязанности по решению поставленных перед нею законом задач, для выполнения которых она наделена специфическими властными полномочиями. Основными же направлениями деятельности прокуратуры можно назвать конкретные формы реализации ею возложенных на нее обязанностей. Таким образом, автор соотносит понятия функция и основное направления деятельности как и содержание и форму.

 

 

Для избежания терминологической путаницы и учитывая содержание учебной литературы по данному вопросу, под функциями ПРФ мы будем понимать основные обязанности по решению, возложенных на нее задач, а под основными направлениями деятельности - формы реализации данных обязанностей. Таким образом, данные понятие будем соотносить как форму и содержание.

 

Необходимо отметить, что подобное разграничение понятий характерно, прежде всего, для научного подхода. На практике данные понятия используют как синонимы.

 

Наиболее любопытный подход к определению системы, количества функций и основных направлений деятельности ПРФ, был также предложен М.С. Шалумовым.[23] Учитывая продолжительный характер судебной реформы и различные подходы к определению дальнейшей судьбы прокуратуры, автор сформулировал ряд условий, позволяющих анализировать функции прокуратуры переходного типа. Эти условия заключаются в следующем.

 

1. Функции прокуратуры, как и любого другого государственного органа, определяются объективными потребностями развития общества и государства; для их определения следует исходить из нынешних потребностей общественного и государственного развития.

2. С совершенствованием государства и общества, их правозащитных механизмов, функции прокуратуры также будут изменяться по своей структуре и характеру, причем эти изменения должны соответствовать целям формирования правового государства.

3. Освобождение прокуратуры от выполнения какой-либо функции возможно в случае полной утраты (ликвидации) соответствующей общегосударственной функции либо должно сопровождаться ее передачей другому органу.

4. Одна функция реализуется через комплекс направлений. Данные направления деятельности нельзя смешивать с основными направлениями деятельности, число которых тождественно числу функций.

 

Указанные условия позволяют решить вопрос о системе, количестве и классификации функций прокуратуры. Для переходной модели прокуратуры характерна динамичная система функций, которая заключается в:

1) отсутствии их исчерпывающего перечня;

2) изменении существующих функций, появление новых и отмирание старых;

3) изменение роли, значения и приоритета отдельных функций: так, функция прокурорского надзора из превалирующей превращается в обычную и со временем, по мнению некоторых авторов, должна отмереть.[24]

 

Учитывая приведенные выше мнения на сегодняшний день, можно выделить следующие функции (основные направления деятельности):

1) прокурорский надзор;

2) уголовное преследование (п.2 ст.1 ФЗОП);

3) участие в рассмотрении дел судами (п.3ст.1, ст.ст.35-39 ФЗОП);

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п.2ст.1, ст.8 ФЗОП).

Кроме того, на Генеральную прокуратуру РФ ФЗОП возложены такие дополнительные обязанности как:

1) выпуск специальных изданий (п.5ст.ст.1 ФЗОП);

2) международное сотрудничество (ст.2 ФЗОП).

Указанные обязанности также можно рассматривать как функции, но только применительно к Генеральной прокуратуре РФ.

____________________________________________________________

Кроме указанных функций Г.П. Химичева дополнительно называет участие в правотворчестве, а также участие в заседаниях государственных и негосударственных органов.[25]

Представляется, что участие в правотворчестве навряд ли можно считать функцией прокуратуры на сегодняшний день, поскольку ни прокурорам субъектов РФ, ни Генеральному прокурору РФ Конституцией РФ не предоставлено законодательной инициативы. Внесение предложений по совершенствованию законодательства, проектов законодательных актов через субъектов законодательной инициативы нельзя назвать выполнением самостоятельной государственной функцией, поскольку аналогичные права предоставлены каждому гражданину РФ. Участие в заседаниях государственных и негосударственных органов необходимо рассматривать, скорее всего, либо как метод работы или как отдельное направление деятельности в рамках реализации конкретной функции.

 

 

 

1. Надзор за исполнением законов (осуществление прокурорского надзора). Ранее эта функция считалась основной. В настоящее время идет переоценка роли и значения данной функции.