Лекция 3. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная технология.

Монодидактические технологии применяются довольно редко. Педагогический процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета Е.Н. Ильина и др.);

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов «опорных сигналов» В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.);

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К. Дьяченко). Компьтерные (информационные) технологии и др.;

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» Б.С. Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру, технология М.Монтессори и др.

Многие действующие авторские школы являются примерами комплексных технологий («Школа-парк» М.Балабана, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга и др.).

 

Интенсификацию педагогического процесса и повышение результативности педагогической деятельности современные теоретики и практики связывают с педагогической технологией, развивающейся в последние 15 – 30 лет.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что цель и результат деятельности описываются точно, конкретно, диагностично, что предполагает возможность измерить точной мерой результат деятельности, сравнить его с заданной целью и эталоном и оценить степень достижения цели. Таким образом педагогический процесс становится управляемым, а результат деятельности – предсказуемым.

Педагогическая технология особенно эффективна тогда, когда учебные занятия организуются на репродуктивном уровне. Она продуктивна также на занятиях по выработке у учащихся вербальных и двигательных навыков, способствует взаимодействию учителя с учеником в учебно-воспитательном процессе. Ее может применять педагог, имеющий высокую квалификацию. Между тем есть такие разделы школьных учебных предметов, которые трудно преподавать на технологическом уровне.