СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» И «МЕТОДИКА»
В педагогической литературе встречается неоднозначное отношение к названным понятиям. Одни авторы категорически не приемлют термин «технология» по отношению к педагогической деятельности, предпочитая понятие «методика». Они считают недопустимым рассматривать творческий педагогический процесс как технологический. Другие полностью исключили из обихода термин «методика», считая более современным и адекватным термин «технология».
Если начать с самих определений терминов «технология» и «методика», то станет ясно, что они близки по своей сути. И Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и Толковый Словарь иностранных слов Л.П.Крысиной дают близкие толкования этих слов. Оба они сводятся к тому, что и методика, и технология являются совокупностью методов обучения. Технология является еще и совокупностью процессов, применяемых в обучении. Поэтому ключевым различием между методикой и технологией будет наличие или отсутствие процессуальности. Это будет понятнее, если учитывать (исходя из данных этих же словарей), что метод – это способ теоретического исследования или практического осуществления, а процесс является непосредственно ходом, развитием того или иного способа.
Между тем эти понятия не взаимозаменяемы и выражают различную педагогическую реальность.
Методика определяется Е.В. Титовой, известного исследователя проблем методики воспитания, как систематизированные знания об организации педагогического процесса и целесообразных способах достижения результатов.
Признаками методики являются:
· стратегия, определяющая цель деятельности, нацеленность ее на конечный результат;
· тактика, направленная на конкретизацию стратегических задач в зависимости от сложившихся обстоятельств;
· логика, предполагающая последовательность действий;
· техника, обеспечивающая инструментировку деятельности.
Сочетание таких признаков, как логика и техника, фактически обеспечивают технологию педагогической деятельности. Согласно представленной точке зрения технологии присущи лишь два признака из четырех, относящихся к методике, что наглядно демонстрирует различие между этими терминами и выражаемой ими сущностью.
Под технологией нередко понимают стабильное сочетание нескольких последовательно применяемых операций или приемов для получения какого-либо результата или продукта.
Но как считает Е.В. Титова, правильнее рассматривать технологию как воспроизводимое ядро (часть) методики, которое обеспечивается сочетанием логики и техники. Воспроизводимое ядро – это совокупность операций и приемов, осуществляемых более или менее последовательно и одинаково в различных обстоятельствах.
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков (В.П.Беспалько):
· четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
· структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
· комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
· усиление, насколько возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
· гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Известный русский историк педагогики Л.Н. Модзалевский более ста лет назад замечал, что педагогика, бесспорно, являясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям». Таким образом, по мнению Н.Ф.Головановой, в искусстве воспитания и обучения всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:
· научный (эмпирическим, учитывающим закономерности развития природы, общества и мышления);
· процессуально-описательный (с учетом описания последовательной смены состояний в определенном развитии и росте);
· процессуально-действенный (с учетом непосредственной деятельности, последовательной смены состояний в определенном развитии и росте).
Педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Сравнительная характеристика понятий «методика» и «технология» приведена в табл. 1 (Д.В.Чернилевский).
Таблица 1
Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
Признаки сравнения | Методика | Технология |
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения. | Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучения |
Определение | Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения. | Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения |
Фактические исходные предпосылки создания | Обоснование и процесс построения находит в технологии. | Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики. |
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. | Проект будущего учебного процесса. |
Ориентация | На обучающихся (на преподавателей) | На обучающихся. |
Направленность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей. | На универсализацию подходов к изучению учебного материала. |
Отражение динамичности обучения | Дает вполне определенные конкретные рекомендации. | Отражает процессуальный динамический характер процесса обучения. |
Интеллектуальный подход | Узко предметный аспект к данному (ой) предмету (теме). | Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога. |
Различиям педагогической технологии и методики было посвящено немало научных трудов, в том числе и современных. Эти исследования позволили выработать ряд критериев в их схожести и различии. Отличить методику от технологии обучения можно по степени выраженности, реализуемости следующих критериев:
· целенаправленности (ясности, точности, дидактической проработанности целей);
· концептуальности (опоры на глубоко разработанную педагогическую (дидактическую) теорию;
· системности (цели, содержание, формы, методы, средства, условия обучения проектируются и применяются в целостной системе);
· диагностичности (оценки исходного, промежуточного и итогового результата учебной деятельности учащихся должны иметь не формальный количественный, но глубоко качественный – диагностический характер);
· гарантированности качества обучения (коэффициент усвоения учебного материала должен быть не меньше 0,7);
· новизны (опоры на новые, новейшие достижения педагогики, психологии, дидактики, использования современных идей и видеосредств, компьютерной техники и т.д.).