Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики

Этика – система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Существуют различные обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Психологи-исследователи обязаны: 1) обращаться с испытуемыми с уважением, не ущемляя их прав; 2) заботиться о благополучии участвующих в эксперименте; 3) быть честным при сборе и обработке данных.

В 1953 г. в Американской психологической ассоциации (АПА) был опубликован кодекс поведения и этических принципов психологов. Он состоит из 6 основных принципов, из 102 стандартов, разделённых на 8 основных категорий. Последняя доработка была проведена 1992 г. К основным этическим принципам относятся:

1. Компетентность.

2. Честность.

3. Профессиональная и научная ответственность.

4. Уважение к правам и достоинствам людей.

5. Забота о благополучности других людей.

6. Социальная ответственность.

Выполнение кодекса этики обеспечивается действиями комитета АПА по этике, занимающегося расследованиями жалоб на членов ассоциации и вынесения по ним решений.

Основные отечественные правовые документы, определяющие работу психолога, «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о правах ребёнка»; «Закон об образовании РФ» и др.

Стандарты планирования исследований:

1. Психологи разрабатывают, проводят и составляют отчёт об исследовании в соответствии со стандартами научной компетенции и этики исследования.

2. Психологи планируют исследования так, чтобы свести к минимуму возможность получения недостоверных результатов.

3. При планировании исследований психологи изучают их этическую приемлемость, опираясь на кодекс АПА. Если этическая сторона не ясна, то психологи консультируются с исследовательским советом, коллегами и другими компетентными лицами.

4. Психологи стараются обеспечить соответствующую защиту прав и благополучие участников исследования и других лиц, затронутых в эксперименте.

5. Для проведения исследования психологи получают разрешения у институтов или других организаций, предоставляя им подробную информацию о целях исследования.

 

Стандарты проверки добровольности участия испытуемых:

1. Распределение обязанностей. До начала исследования психологи заключают соглашение с участниками, в котором определяется суть исследования и обязанности сторон.

2. Осведомлённое согласие на участие в исследовании. Для получения осведомлённого согласия психологи используют понятный участникам язык. Осведомлённое согласие соответствующим образом документируется. Прежде чем проводить видео или аудио запись участников исследования, психологи так же должны получить осведомлённое соглашение.

3. Мистификация в исследовании. Психологи не проводят исследование с использованием мистификации.

 

Основными этическими проблемами, с которыми можно столкнуться в деятельности психолога, являются следующие:

1. Иногда, увлекаясь работой с испытуемым, психолог в своём стремлении получить интересные эмпирические факты ставит научные интересы выше интересов испытуемого.

2. Проблема вторжения в личную жизнь. Если в ходе исследования испытуемый добровольно раскрывает тайны своей личной жизни, то такие откровения должны носить строго анонимный характер.

3. Страх исследователя перед исследованием острых социально-психологических проблем, малое финансирование, возможность неудачно провести исследование, отсутствие поддержки со стороны властей и пр. делают исследование острых социально-психологических проблем не приглядными для учёных.

4. Проблема не добросовестности эксперимента. Добросовестность во многом зависит от адекватности используемых методик, целям и гипотезам исследования, от репрезентативности, исследуемой выборки.

5. «Кастность» и «семейность» в науке. Семейность в науке наблюдается тогда, когда уважаемые родители пристраивают своего ребёнка в науку. Каста в науке понимается как избранный круг учёных. Смысл кастовости в том, что для наиболее талантливых учёных фактически перекрывается доступ в престижные научные круги.

6. Проблема участия психологов в глобальных общественных манипуляциях. В психологии часто появляется возможность заработать деньги, участвуя в сомнительных социально-психологических исследованиях или так называемых PR-компаниях, когда с помощью психологов представители весьма богатых, но не добропорядочных партий приходят к власти в ходе различных избирательных компаний.

7. Проблема написания диссертаций за деньги.

 

Научное мошенничество – это обман, практикуемый с целью получения не заслуженной или не законной выгоды.

Виды мошенничества: 1) плагиат – преднамеренное присвоение чужих идей и выдача их за свои; 2) фальсификация данных – это подделка результатов.

Виды фальсификации данных: 1) ученые, вообще не собирая данных, фабрикуют их; 2) сокрытие или изменения части данных для лучшего предоставления конечного результата; 3) сбор некоторого количества данных и «додумывание» недостающей информации для полного набора; 4) сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

В каждом из этих случаев обман является преднамеренным.

Одна из сильных сторон науки – это самокоррекция вследствие повторения эксперимента, пристальных проверок и честности коллег. Такая её организация много раз позволяла обнаруживать мошенничество.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — практическая психодиагностика — весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований — принципов психодиагностики.

1. Принцип соблюдения тайны — предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых.

2. Принцип обоснованности научной — требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты, заслуживающие доверия.

3. Принцип ненанесения ущерба — предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы.

4. Принцип объективности выводов — требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.

5. Принцип эффективности рекомендаций — предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, — профессионал или любитель-«самообразованец», при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм: 1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле — исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом; 2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает; 3) любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться; 4) результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания; 5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право знать результаты тестирования; 6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или же в конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования, но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования; 7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы: 1) большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации — для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними; 2) психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.