Принципы составления психологического портрета личности

Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

 

На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент;

2. характер;

3. способности;

4. направленность;

5. интеллектуальность;

6. эмоциональность;

7. волевые качества;

8. умение общаться;

9. самооценка;

10. уровень самоконтроля;

11. способность к групповому взаимодействию.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, темперамент).

 

Основные подходы:

· Описательный (идеографический, клинический);

· Естественно – научный (объяснительный, объективный, статистический).

 

Естественно – научный (статистический) подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Он реализуется посредством применения высокоформализованных методов и средств психодиагностики (тесты, анкеты, психофизиологические аппаратурные методики, контент – анализ и пр.)

Парадигмы:

Объективная парадигма предполагает исключение из процедуры познания человека всего, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности.

Гуманитарная парадигма познания человека ориентирована на индивидуальность, обращена к духовному миру человека, его ценностям. Одним из основных способов познания человека признается его понимание.

Получить более объективный портрет личности позволяет также сочетание ипсативного и нормативного оценивания. Ипсативное оценивание (от лат. Ipse - сам) – подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающихся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных. Ипсативное оценивание является альтернативной формой оценивания по отношению к нормальному оцениванию, при котором индивидуальный показатель сопоставляется со статистическими значениями нормативной выборки.