Спецификация будущего теста
Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр» / под ред. Ю.А. Цагарелли, Р.Ф. Сулейманова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 296 с. ISBN 978-5-8399-0315-9
Монография посвящена теории и практике системной психологической диагностики с помощью прибора «Активациометр», разработанного профессором Ю.А. Цагарелли. Представлены результаты аппаратурных психологических исследований: надежности в экстремальной ситуации у руководителей, представителей опасных профессий, спортсменов, водителей и пешеходов; результаты исследований учебного процесса и педагогической деятельности, а также методы и результаты диагностики воздействий (реабилитационных, биоэнергетических, музыкальных). Описана системная детекция лжи как новое направление теории и практики полиграфных проверок. Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам психологических факультетов вузов для углубленного изучения практических курсов, а также специалистам-исследователям в различных областях прикладной психологии.
Психометрические показатели диагностической методики: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Стандартизация психодиагностической методики. Структура психодиагностической методики.
Разработка и стандартизация теста: основные положенияОсновные этапы конструирования теста (по Л.Ф. Бурлачук).
1. Формулирование цели будущего теста(необходимо четко знать, для чего нужен тест).
2. Разработка спецификации будущего теста(наиболее удобно сделать это в виде таблицы, в которой по горизонтали будут располагаться содержательные области,которые предполагается измерять, а по вертикали – их манифестации,или пути, по которым содержательные области могут проявляться). Обычно по каждой оси разрабатывается от 4 до 7 категорий. Меньшее число категорий ведет к созданию слишком узкого опросника, а большее может сделать процесс конструирования опросника обременительным. При разработке опросников решетка размером от 16 до 25 ячеек (4x4, 4x5, 5x4 или 5x5) считается идеальной для той длины теста, который вполне реально сконструировать, предъявить и обработать.
Манифестации | Содержательные области | |||
А (25%) | А (40%) | В (40%) | С (10%) | D (10%) |
В (25%) | ||||
С (25%) | ||||
D (25%) | ||||
Кол-во заданий |
3. Определение количества заданий (вопросов), которое должно быть создано для каждой из ячеек. При этом следует учесть, насколько важным представляется исследователю измерение одного из параметров сравнительно с другим или другими. Каждой манифестации и каждой содержательной области приписывается %-ный вес. Расположение процентных весов подскажет, какую часть от всех заданий следует создать для каждой ячейки. При решении вопроса о конечном количестве заданий в тесте необходимо учитывать как размер решетки, так и время, предполагаемое для выполнения заданий. В определении количества заданий возникает дилемма: 1) обеспечение надежности теста (требует увеличения заданий); 2) минимизация количества заданий для обеспечения эффективной работы испытуемого (поддержание концентрации внимания в ходе обследования). Для достижения удовлетворительной надежности опросника требуется не менее 20 заданий, выполнение которых обычно занимает не более 10 минут. Важную роль в определении количества заданий теста играют особенности того контингента, который предполагается обследовать. В пилотажном исследовании количество заданий предварительного варианта теста должно быть по крайней мере на 50%больше числа тех, которые будут включены в окончательную версию.
4. Разработка заданий.В каждом задании может быть задан только один вопрос или сформулировано одно утверждение. Нельзя допускать появления заданий, в которых присутствуют формулировки типа: «для этого человека и других людей», «как и другие» и т.п. Каждое задание (вопрос) должны быть сформулированы предельно ясно и просто. Необходимо: 1) избегать двусмысленных формулировок и придерживаться, насколько это возможно, наиболее простых вариантов ответов; 2) стремиться, чтобы обследуемые не могли догадаться о том, для измерения какой черты предназначено то или иное задание. В противном случае ответы будут отражать их точку зрения на выраженность у себя этой черты, а не реальное положение дел. Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Следует избегать употребления таких слов, как «часто», «редко» и т.п. То, что одним испытуемым интерпретируется как «часто», для другого совсем не так. Следует избегать терминов, выражающих чувства, лучше представить задание в контексте поведения.
Важно, чтобы любой из предлагаемых вариантов ответа воспринимался испытуемым как возможный, вероятный. Ответ, воспринимаемый обследуемым как неправильный, будет иметь малую вероятность выбора.
После разработки всех заданий к ним следует вернуться через некоторое время и попытаться еще раз оценить их формулировки, еще раз убедиться в том, что все они легко понимаются и не содержат двусмысленностей. Для этого рекомендуется привлечь хотя бы двух-трех экспертов.
В личностных опросниках, как правило, используют три типа заданий: дихотомические, трихотомические и задания с рейтинговыми шкалами. Задания с альтернативным выбором (дихотомические) просты для понимания, легки и удобны для обработки, требуют наименьшего времени для ответа. Недостато – обследуемые часто не удовлетворены предлагаемой альтернативой, хотели бы видеть больше вариантов ответа. Задания трихотомические(три варианта ответа, например «да», «не знаю», «нет») также распространены. Преимуществом – обследуемые могут более точно выразить себя, нежели в случае альтернативы. Недостаток – могут актуализироваться установки на выбор крайних вариантов ответа и выбор среднего варианта, чаще всего это такие ответы, как «не знаю», «иногда» и т.п. В рейтинговых шкалах не рекомендуется использование более семи вариантов ответа.Важно обеспечить достаточное количество градаций ответа, чтобы обследуемые были в состояний адекватно выразить самих себя. В разрабатываемом опроснике желательно использовать только один тип заданий.
Установки, которым подвержены испытуемые в процессе ответов: 1) установка на согласие; 2) установка на социально одобряемый ответ; 3) установка на неопределенные ответы (так называемые ответы средней категории).
5. Оформление теста.От оформления, формы представления методики (очевидная, или лицевая валидность методики) зависит, насколько серьезно воспринимается она испытуемыми в качестве инструмента обследования. В любом опроснике должен быть представлен: 1) блок основной информации (название и вопросы, касающиеся имени, пола, возраста, образования инекоторых других необходимых для исследователя данных; обязательно указывается дата заполнения опросника); 2) инструкциядолжна быть ясной, доступной для понимания; в ней должно быть указано, как выбирать ответ и каким образом отмечать его в опроснике; 3) текст опросника (рекомендации для компоновки текста опросника: нумеруется каждое задание; каждая строка на странице должна быть короткой и содержать не более 10-12 слов; все задания располагаются по прямой вертикальной полосе сверху вниз в левом углу страницы; варианты ответов должны быть представлены так, чтобы получилась прямая вертикальная полоса сверху вниз в правом углу страницы; необходимо обеспечить ясную визуальную связь между каждым заданием и вариантами ответа на него; каждое задание нужно отделить друг от друга, лучше это сделать, используя свободное пространство, а не горизонтальную линию; если используется более чем один тип заданий, одинаковые задания группируются вместе, каждый тип заданий требует разных инструкций и своих вариантов ответов: опросник печатается так, чтобы он имел эстетически привлекательный вид).
Дизайн опросника может способствовать восприятию его как формального документа или приближать к игре (особенности шрифта, цвет бумаги и расположение заданий). Результаты обследования (разные формы их представления) обычно не принято включать в опросник, хотя в некоторых случаях допускается наличие в бланке (брошюре), с которым работает испытуемый, итогового блока, заполняемого психологом.
6. Пилотажное исследованиепредполагает выполнение заданий теста лицами, которые имеют сходные особенности с теми, для обследования которых он предназначается. Анализ полученных данных поможет отобрать наилучшие задания для окончательной версии опросника. Пилотажную версию опросника следует предъявить как можно большему количеству испытуемых. Минимальное количество респондентов, которое требуется для пилотажного исследования, должно быть в два раза больше, чем количество заданий. Если невозможно получить такое количество испытуемых, лучше все-таки привлечь к исследованию меньшее количество людей, чем вообще отказаться от проведения пилотажной стадии исследования.
7. Анализ заданий. Цель – отбор наилучших заданий для окончательной версии опросника и включает в себя определение доли ответивших правильно(в соответствии с ключом) и дискриминантностикаждого задания. Первый шаг – составляется таблица анализа заданий (каждая колонка представляет задание, каждая строка – обследуемого). В личностных опросниках в таблицу вписывается соответствующий балл по каждому заданию, при этом обратные задания (с противоположным содержанием) оцениваются так же, как и прямые задания, но в противоположном направлении континуума оценок. Затем суммируются баллы по каждой клетке для получения общего балла по каждому ряду (испытуемые) и общего балла по каждой колонке (задания).
Следующий шаг – вычисление показателя, определяющего долю испытуемых, ответивших в соответствии с «ключом» опросника или индекса эффективности задания.Подсчитывается делением количества обследуемых, давших правильный (так называемый «ключевой») ответ, на их общее количество. В идеале этот индекс для каждого задания должен располагаться в интервале от 0,25 до 0,75, приближаясь в среднем к 0,5 для всего опросника. Индекс, меньший чем 0,25, показывает, что задание неэффективно потому, что очень немногие обследуемые отвечают на него правильно, а выше 0,75 указывает на то, что на данное задание получено слишком много правильных ответов.