I. Физиология спинного мозга

Вегетативная нервная система

Структура и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.

IV. Особенности нервных процессов у детей и подростков

 

У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.

Высокая степень иррадиации нервных процессов во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон. К моменту рождения ребенка многие периферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, которая обеспечивала бы изолированное проведение нервных импульсов. В результате возбуждение с одного нерва легко переходит на соседние. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к З годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5—10 лет.

Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции нервных процессов. У них отмечается неустойчивость внимания, доминантный очаг возникает быстрее и легче, но он менее устойчив, чем у взрослого. Новые раздражители легко в и новую доминанту в мозге ребенка.

Координация рефлекторных реакций у детей и подростков совершенствуется в ходе онтогенеза, и только к 18-20 годам этот процесс завершается.

 


План:

I. Физиология спинного мозга

II. Строение и физиология важнейших структур головного мозга

III. Вегетативная нервная система

Спинной мозг располагается в позвоночном канале, имеет сегментарное строение (состоит из 31 сегмента) и представляет собой несколько сплюснутый спереди назад цилиндрический тяж длиной около 45 см, с очень узкой полостью, называемой центральным каналом. Вверху под большим затылочным отверстием он переходит в головной мозг, а на уровне 1-2 поясничных позвонков заканчивается мозговым конусом, от которого идет концевая нить, присоединяющаяся к надкостнице копчика. Этим обеспечивается фиксация спинного мозга. Вместе с концевой нитью в канале позвоночника проходят пояснично-крестцовые корешки, которые, прежде чем выйти из позвоночного канала, проходят вдоль спинного мозга в нисходящем направлении. В самом нижнем отделе они образуют конский хвост, который состоит из пояснично-крестцовых корешковых волокон и конечной нити спинного мозга.

Спинной мозг имеет два утолщения, образованные скоплением нервных клеток, иннервирующих конечности: шейное (на уровне V-VI шейных сегментов мозга) и поясничное (в области III-IV сегментов).

В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество, образованное нервными клетками, расположено вокруг центрального канала и имеет форму, напоминающую букву «Н» (“бабочка”).

Белое вещество спинного мозга делится на передние, задние и боковые столбы, в которых расположены проводящие пути. Проводящие пути, по которым возбуждение проходит от рецепторов к нейронам спинного мозга и далее к вышележащим отделам головного мозга, называют восходящими, а те, по которым возбуждение передается от различных отделов головного мозга к рабочим органам, - нисходящими.

Функциональное значение спинного мозга заключается в том, что он проводит возбуждение в восходящем и нисходящем направлениях и осуществляет рефлекторную функцию. Спинной мозг связывает головной мозг с туловищем и конечностями.

Глубокое нарушение функций организма, наступающее во время шока, объясняют снятием влияний головного мозга и ретикулярной формации на спинно-мозговые функции.

Спинной мозг осуществляет регуляторную функцию как единое целое с головным мозгом. Он участвует в осуществлении всех сложных двигательных и вегетативных функций организма, которые могут быть результатом рефлекторной деятельности спинного мозга или вышележащих отделов головного мозга.

Типичные спинно-мозговые рефлексы - двигательные: сгибательные, разгибательные, сухожильные, миотатические, тонические.

Ритмические рефлексы (например, шагания и др.) – попеременное сгибание и разгибание конечности.

Тонические рефлексы направлены на поддержание определённой позы, они могут длительно осуществляться без утомления. Их осуществление связано с координационными механизмами спинного мозга и вышележащих отделов головного. В спинном мозге располагается ряд центров вегетативной нервной системы: сосудодвигательные и потоотделительные (в боковых рогах грудных сегментов), центр глазной мускулатуры (нижний шейный и два верхних грудных сегмента), центры, регулирующие сердце и бронхи (пять верхних грудных сегментов), мочеиспускание и акт дефекации, деятельность органов (крестцовые сегменты).

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравне­нию с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1 -го года — око­ло 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1 — 2 годов, а также в более поздние возраст­ные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и бе­лого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возраста­ет быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих пу­тей, образующих надсегментарный аппарат мозга.