Геометрия червячного колеса и червяка
НЕДОСТАТКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ КОЛЕС
ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, ДОСТОИНСТВА И
Червячная передача состоит из винта, называемого червяком, и червячного колеса, представляющего собой разновидность косозубого колеса. Оси валов передачи перекрещиваются, угол перекрещивания обычно равен 900 .
Рисунок 1
В отличие от косозубого колеса обод червячного колеса имеет вогнутую форму, способствующую некоторому облеганию червяка и соответственно увеличению длины контактной линии. Резьба червяка может быть однозаходной или многозаходной (2, 4).
Достоинства:
- возможность получения большого передаточного отношения;
- плавность и бесшумность работы;
- возможность получения самоторможения (при смене входа).
Недостатки:
- сравнительно низкий к.п.д. ( при однозаходном червяке - 0,72; при двухзаходном - 0,8; при четырехзаходном - 0,9);
- необходимость применения для колеса дорогостоящих антфрикционных материалов;
- повышенный износ и нагрев.
Червячные передачи классифицируются по различным признакам:
1) по форме червяка:
- с цилиндрическим червяком (рисунок 2а);
- с глобоидным червяком (рисунок 2б);
Б) с глобоидным червяком
а) б)
Рисунок 2
2) по форме профиля витка червяка:
- с архимедовым червяком ( по ГОСТ 19036-81 обозначается -ZA ). В осевом сечении профиль зуба имеет форму трапеции, в торцовом сечении - форму архимедовой спирали (рисунок 3а);
- с конволютным червяком, имеющим прямолинейные очертания витка в нормальном сечении (рисунок 3б);
- эвольвентным червяком ( ZJ ), представляющим косозубое колесо с малым числом зубьев и с большим углом наклона (в торцовом сечении зуб имеет эвольвентный профиль (рисунок 3в).
Рисунок 3
В связи с высокими скоростями скольжения материалы червячной пары должны обладать антифрикционными свойствами, износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию.
Червяки изготовляют из углеродистых или легированных сталей. Наибольшей нагрузочной способностью обладают пары, у которых витки червяка термообработаны до высокой твердости с последующим шлифованием.
Червячные колеса изготавливают преимущественно из бронзы, реже из чугуна.
Оловянные бронзы типа ОФ10-1, ОНФ считаются лучшим материалом, однако они дороги и дефицитны. Применяют при больших скоростях Vs=5…25 м/с.Безоловянистые бронзы, например алюминиево-железистые типа Бр.АЖ9-4, обладают повышенными механическими характеристиками, но имеют пониженные противозадирные свойства. Их применяют при Vs<5m/c. Чугун применяют при Vs<2м/с, преимущественно в ручных приводах.
В червячных передачах стандартный угол профиля принят равным 20°: у архимедовых червяков в осевом сечении, у конволютных - в нормальном сечении, у эвольвентных - в нормальном сечении косозубой рейки, сцепляющейся с червяком. Расстояние между одноименными точками соответствующих боковых сторон двух смежных витков червяка, измеренное параллельно оси, называют расчетным шагом и обозначают Р. Отношение P/π называют модулем. Модуль (m) - стандартный параметр: для червяка он является осевым, для червячного колеса -торцовым.
В целях сокращения номенклатуры зуборезного инструмента стандартизованы также и коэффициент диаметра червяка (q):
q=d/m; d=q∙m
Угол подъема линии витка червяка на делительном цилиндре (делительный угол подъема)
Рисунок 4
Делительный диаметр червячного колеса
Межосевое расстояние:
Зубья колеса имеют вогнутую форму и охватывают червяк по дуге с углом:
2β=60º…110º