Критериальная основа поведения людей в организации

Тема 4. Организационная и деловая культура

 

4.1. Критериальная основа поведения людей в организации

4.2. Понятие организационной культуры и ее значение в управлении современной организацией

4.3. Структура и содержание организационной культуры

4.4. Формирование и развитие организационной культуры

4.5. Управление организационной культурой

4.6. Оценка состояния и эффективности организационной культуры

4.7. Лидерство в развитии организационной культуры

4.8. Взаимодействие национальной и организационной культур

4.9. Деловая культура

 

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор и принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совсем разные решения. И это будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, определяющую их приоритеты и оценку происходящих событий.

Критериальная база поведения любого человека складывается из:

- его расположения к людям, событиям и процессам;

- совокупности ценностей, разделяемых данным человеком,

- набора верований, которых он придерживается,

- принципов, которым следует в жизни.

Все эти составляющие находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Охарактеризуем составляющие критеральной базы поведения людей.

1. Расположение к людям, событиям, процессам проявляется в том, что человек ведет себя в соответствии с априорным положительным или отрицательным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку. Расположение формируется в результате действия трех факторов: чувства человека по отношению к объекту (нравится или нет); знания об объекте, которыми располагает человек; намерения человека по отношению к объекту.

Наиболее важными для формирования сильной организационной культуры являются три типа расположения работников: удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации.

2. Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком: набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, принимая решения и осуществляя действия на основе оценки окружающих его людей и происходящих вокруг него процессов. Ценности обычно сформулированы в виде заповедей, утверждений, общих норм и могут разделяться большими группами людей.

В отличие от расположений, определяющих отношение человеку к объекту по принципу «нравится - не нравится», ценности задают человеку предпочтение по принципам «допустимо - недопустимо», «хорошо – плохо», «полезно – вредно». Если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей. Отдельный человек выбирает для себя ценности, чтобы следовать им в конкретных обстоятельствах.

Ценности бывают двух видов — относящиеся к цели жизни, желаемым результатам и относящиеся к средствам, используемым для достижения целей. Совокупность ценностей обоих видов составляет ценностную систему человека. Она формируется в процессе воспитания, под влиянием семьи, образования, религии, литературы, средств массовой информации и др. Для обеспечения гармонии ценностей человека и организации необходимо проводить работу по формулированию, разъяснению и доведению до всех работников системы ценностей, которым следует организация.

3. Верования, которых придерживается человек – это устойчивые представления о явлении, процессе, человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей извне. Часто верования возникают у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте их суждений. Со временем верования могут меняться, однако пока они живут в человеке, он руководствуется ими и принимает свои верования за истину. Устойчивые представления складываются по отдельным характеристикам объекта, поэтому вокруг одного и того же объекта может бытовать несколько различных верований (например, надежный человек, хороший специалист и т. п.)

4. Принципы, которым человек следует в своем поведении. Формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой ее проявления в виде определенных норм поведения. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаше всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Формирование критериальных основ поведения работников в соответствии с целями и задачами организации является важной задачей формирования и развития организационной культуры. Зная, что влияет на поведение человека, можно своевременно устранить возможные противоречия между его критериальной базой и характеристиками организационной культуры.