Планирование и основные формы методической работы
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности инженера-педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.
Субъектами методической деятельности являютсяпедагог иликоллектив педагогов.
Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшей формой представления МД в практике обучения – обобщение МД в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации, алгоритмы решения задач, листы рабочей тетради, приемы, методы обучения, методическое обеспечение учебной дисциплины, учебные программы, обучающие программы и т.д.
Кто пользуется продуктами МД? – учащиеся на уроках учебной дисциплины.
1.2. Виды методической деятельности
Вид методической деятельности– это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование.
МД педагогов профессионального обучения сегодня невозможно свести только к методической работе, она представляет собой совокупность различных видов деятельности:
· анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
· методический анализ учебного материала;
· планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
· моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
· конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
· разработку методики обучения по предмету;
· разработку видов и форм контроля ЗУН;
· управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
· проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики педагогов профессионального обучения.
Освоение МД проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.
В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения:
Умением проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
Умением подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
Умением выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
Умением проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
Умением разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения электротехнических задач, опорные конспекты и т.д.
Умением располагать учебный материал на доске, оформлять решение электротехнических задач.
Умением разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
Умением разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Умением разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
Умением проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения (МУ) могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровеньсформированности МУ характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Этот уровень характерен методическими умениями, формируемыми в процессе изучения учебного предмета "Методика профессионального обучения".
Второй уровень -применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. (педагогическая практика).
Третий уровеньхарактеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. (педагог-практик).
1.3. Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: Предметом методической деятельности педагога являются приемы отбора, структурирования, редуцирования содержания учебного материала, адаптации методик и программ обучения к конкретным условиям обучения в данном учебном заведении и когнитивным особенностям учащихся.
Результатом этого вида деятельности является методически переработанный, отобранный учебный материал. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся. Среди них алгоритмы решения задач, опорные конспекты, листы рабочей, план-конспект урока и т.д.
Не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую деятельность. Первоначально молодого педагога захватывает педагогический процесс. На осознание значимости этого вида деятельности проходит от 1 до 3-х лет. Однако этот период может быть еще более длительным, если эта деятельность будет протекать интуитивно. Интуиция - хороший инструмент в профессиональной деятельности в общении с учащимися, родителями и коллегами по работе. Однако деятельность «сравнения и анализа уже произведенных приемов, операций, действий, направленных на то, чтобы выбрать из них (или сконструировать из их элементов лучшие, наиболее совершенные и эффективные деятельности» не может иметь только интуитивную основу, не привлекая знания закономерностей конструирования средств обучения. В период осознания, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, особенности и специфику, чем обучающая, преподаватель становится педагогом-методистом, результатом работы которого становится не только формирование системы знаний и умений, но и методических продуктов, позволяющих более эффективно управлять деятельностью учащегося на уроке.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачу конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что неизбежно переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и оформление ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Этот процесс так описывает Г.П. Щедровицкий: “От учителя отделяется инженер-методист, конструирующий приемы и способы обучения. Его деятельность создает иные продукты, нежели деятельность учителя и направлена на иные объекты; она начинает обслуживать деятельность учителя и вместе с тем управлять ею”. Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов (см. табл.).
ЭМПИРИЧЕСКИЙ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ |
Педагог-методист. Формируется не сразу, на осознание МД уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей педагогической деятельности. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачи конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что неизбежно переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и вызывает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности. | Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом стал Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г 1966 г. создание Всесоюзного научно-исследовательского института профессионального образования (ВНИИ ПТО) середине 70-х гг. отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН СССР В 1975 году в г. Казани создается Научно-исследователь-ский институт профессионально-технической педагогики Академии наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР). с 1992 г. – Институт среднего специального образования Российской Академии образования (ИССО РАО). Институт развития профессионального образования (ИРПО) создан 14 апреля 1994 г. и определен приказом Министерства Образования РФ как головная научная организация по разработке проблем развития начального профессионального образования, государственных стандартов и учебных программ в этой сфере образования, координация работы региональных научных и научно-методических организаций. Основными направлениями деятельности ИРПО являются: Прогнозирование и научное обеспечение развития начального профессионального образования в РФ; Разработка государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ начального профессионального образования и подготовки квалифицированных требований, обеспечивающих востребованность рабочих на рынке труда; Формирование единой образовательной программы среднего(полного) общего и начального профессионального образования; разработка новых моделей управления и финансирования учреждений начального профессионального образования; Анализ качества начального профессионального образования; Разработка и реализация инновационных проектов в области начального профессионального образования; Создание информационной системы начального профессионального образования; Разработка вариативных моделей развития региональных систем начального профессионального образования. Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, или исследователи, разрабатывающие для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью. |
Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
Объектами деятельноститакого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
Продуктами методической деятельностиданного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:
· системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);
· региональные стандарты;
· учебные программы предметов;
· комплексы средств обучения;
· методы обучения;
· методики обучения отдельным предметам;
· технологии обучения.
На рис.3 показана схема взаимодействия субъектов, выполняющих методическую деятельность разного уровня.
|
Социальный заказ
Экономическая ситуация
|
|
|
Рис.3. Схема взаимосвязей объектов, результатов и субъектов
методической деятельности
.Содержание методической работы в системе ПТО
Во всех учебных заведениях должна проводится систематическая методическая работа. Методическая работа представляет собой важнейшее средство непрерывного совершенствования учебно-воспитательной работы.
Цель методической работы – оказать действенную помощь мастерам ПО, преподавателям и воспитателям в улучшении организации обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, способствует повышению педагогической и технической квалификации мастеров ПО, преподавателей, воспитателей и руководителей учебных заведений.
Общее руководство методической работой в учебном заведении осуществляется директором. Непосредственным организатором методической работы является заместитель директора по учебно-производственной работе.
Участие в методической работе обязательно для всех работников педагогического коллектива и является составной частью их педагогической деятельности.
Ввиду разнообразия форм методической работы, она должна быть четко спланирована по содержанию и срокам проведения. Планирование проводимых мероприятий позволяет исключить дублирование работы отдельных методических органов, обеспечивая равномерную загрузку педагогического коллектива.
Существует практика выделения одного дня в неделю для проведения методической работы. Например: 1-й вторник каждого месяца отводится для заседаний педагогического совета; 2-й вторник – для заседаний методических комиссий; 3-й – для методических совещаний; 4-й – для повышения квалификации педагогических работников. В эти же дни проводятся семинары, практикумы и т.д. Никакие другие мероприятия в день, отводимый для методической работы проводиться не должны.
Исключению дублирования методических мероприятий способствует принятое в ряде учебных заведений составление «Единых планов методической работы», разрабатываемых на полугодие и предусматривающих проведение мероприятий на каждый месяц. В план включены разделы: «Работа педагогического совета», «Работа методических комиссий», «Изучение новой техники, технологии и методов труда новаторов», «Открытые уроки, семинары и практикумы» и т.п.
Планирование методической работы проводится на базе перспективного плана работы училища, составляемого на учебный год.
Существуют разнообразные формы проведения методической работы в училищах, которые можно разделить на два вида: коллективные, проводимые для всех педагогических работников или для группы педагогических работников и индивидуальные, проводимые с отдельными мастерами ПО и преподавателями (рис. 1).
Рис. 1. Виды методической работы
ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в учебных заведениях начального профессионального образования. д. Основная форма – самообразование, являющееся составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно-педагогических работников образовательного учреждения.
• Основные направления самообразования:
- повышение педагогической квалификации путем получения новых знаний и изучения передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения и воспитания учащихся;
- совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новыми знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, экономики и организации труда, управления и производства;
- расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности способствующими гармоничному развитию личности
Формы самообразования:
Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня;
Коллективная— участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, в работе университетов педагогических знаний, культуры, методических секций и комиссий, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, школах передового педагогического опыта и т.д.
Методы самообразования:
- самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических материалов;
- участие во всех формах методической работы образовательного учреждения;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе образовательных учреждений; взаимопосещение уроков; участие в разборе открытых уроков; анализ своей работы и ее результатов;
- участие в экспериментальной работе, проводимой в образовательном учреждении научными организациями;
- разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекций и т.д.
Индивидуальная методическая работа руководителей образовательного учреждения с педагогическими работниками с целью повышения их педагогической квалификации включает:
- изучение и анализ работы преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, воспитателей и других категорий работников образовательного учреждения и оказание им конкретной помощи в совершенствовании методики проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- выявление, изучение и формирование передового педагогического опыта, оказание помощи инженерно-педагогическим работникам в его освоении, разработке учебно-планирующей документации, личных творческих планов, материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях и т.д.;
- оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении открытых уроков; личное проведение открытых уроков, других занятий и мероприятий;
- внедрение в практику работы образовательного учреждения результатов научных разработок, материалов научной и методической литературы, передового педагогического и производственного опыта.
Формы изучения деятельности педагогического работника:
- посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеучебных мероприятий;
- анализ выполнения учебных планов и программ;
- текущие наблюдения за работой мастеров производственного обучения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей;
- собеседования с инженерно-педагогическими работниками по различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
- проведение консультаций для преподавателей и мастеров производственного обучения по актуальным проблемам повышения эффективности учебного процесса;
- проверка качества знаний и умений учащихся путем устного опроса, анализа выполнения учащимися контрольных работ по заданию;
- анализ планирующей и учетной документации, отчетов инженерно-педагогических работников.
ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в образовательном учреждении начального профессионального образования следующие:
Педагогический совет — высший коллегиальный орган образовательного учреждения, определяющий перспективы его развития и координирующий вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности.
Основной задачей педагогического совета является организация работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества профессионального образования в соответствии с задачами профессиональной школы.
- Педагогический совет определяет основные направления учебно-производственной деятельности образовательного учреждения, содержание, формы, методы и средства профессионального обучения и воспитания. Педагогический совет рассматривает:
1. Результаты учебно-воспитательной, учебно-производственной и методической деятельности педагогического коллектива по вопросам Организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности.
2. Программы развития образовательного учреждения в соответствии с требованиями государственного стандарта.
3. Перспективное и текущее планирование деятельности профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей педагогического коллектива. Мероприятия по подготовке к началу и завершению учебного года, результаты анализа изучения спроса на образовательные услуги.
4. Результаты мониторинга образовательных стандартов в практику работы учебного заведения.
5. Результаты анализа качества знаний, навыков и умений учащихся.
6. Предложения по улучшению и совершенствованию учебной и производственной деятельности.
7. Результаты внутри училищного контроля инспекторских проверок, аттестации учебного заведения.
8. 0сновные направления деятельности методической службы учебного заведения в новых социально-педагогических условиях.
9. Состояние комплексного методического обеспечения профессионального обучения; учебно-программную документацию и методическую литературу, разработанную инженерно-педагогическим коллективом учебного заведения.
10. Материалы изучения и обобщения педагогического опыта инженерно-педагогических работников, а также основные направления его использования; результаты учебно-воспитательного процесса на основе применения новых педагогических и информационных технологий, современных форм и методов обучения и воспитания.
Методический совет — организационно-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения. В его состав входят руководители образовательного учреждения, методические работники, руководители других структурных элементов методической службы.
ФУНКЦИИ:
§ анализ потребностей педагогов и управленцев;
§ проектирование концепции и программы функционирования и развития методической службы образовательного учреждения;
§ организация и обеспечение деятельности всех структурных подразделений методической службы в целом;
§ координация деятельности всех структурных подразделений методической службы, а также с администрацией учебного заведения и другими его службами; установление “внешних” связей с городскими и региональными научно-методическими центрами, ИПК, ИУУ и др.;.
§ анализ эффективности деятельности методической службы, соответствие ее работы об- щей концепции и программе, а также коррекция ее деятельности;
§ обобщение и оформление результатов деятельности методической службы.
Методические комиссии (объединения) объединяют педагогических работников (преподаватели, мастера производственного обучения, методические работники и т.д.) по принципу родственности их профессиональной деятельности для решения конкретных задач по повышению качества профессионального образования и его научно-методического обеспечения.
Методические комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп, профессий).
При наличии в образовательном учреждении не менее трех преподавателей или мастеров производственного обучения соответственно одного предмета (профессии), цикла или нескольких родственных дисциплин создаются предметные цикловые и межпредметные комиссии. В случае недостаточного количества инженерно-педагогических работников для создания в профессиональном учебном заведении методической комиссии создаются методические объединения, в состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения соответствующих предметов (профессии) из нескольких учебных заведений района, города.
При необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) временные творческие коллективы по конкретной проблеме.
Функции методических комиссий: повышение профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с требованиями государственного стандарта; разработка и совершенствование содержания профессионального образования: разработка рабочей учебно-программной документации на основании типовой; опытных программ для профильного изучения предметов естественно-научного цикла; анализ учебно-программной документации, внесение в учебные программы корректив; внесение предложений по изменению группировки профессий и соответствующей учебно-программной документации с учетом потребностей предприятий и организаций;
§ изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий;
§ комплексное методическое обеспечение предметов и профессий (составление паспортов комплексного методического обеспечения предметов и профессий; разработка недостающих средств обучения (учебно-методические пособия, частные методики, конспекты лекций, дидактические материалы, методические рекомендации и т.д.);
§ анализ качества знаний и умений учащихся;
§ выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта;
§ оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий, открытых уроков и их обсуждения участие в проведении конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям, семинаров-практикумов, школ передового опыта, читательских конференций, конкурсов профессионального мастерства.
Проблемные группы -— творческие лаборатории, создаваемые для решения конкретных проблем, актуальных для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом. .функции:
- анализ индивидуальных педагогических затруднений, приведших к постановке проблемы; - исследование состояния проблемы;
- исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального или коллективного опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе.
Возглавляют работу проблемных групп педагоги высокой квалификации, владеющие средствами организации коллективной творческой работы и стремящиеся к коллективному решению проблем.
Педагогические мастерские—своеобразные авторские классы, в которых педагогические работники — мастера своего дела передают опыт другим членам педагогического коллектива. Педагогические мастерские являются школами взаимного роста. В постоянном контакте с богатством практики педагогов-участников растет и уровень самого автора опыта, оттачивается его профессионализм. Функции: - распространение педагогического опыта;
- трансляция педагогического мастерства;
- подготовка педагогических работников к осуществлению педагогической деятельности в новых социально-педагогических условиях