Планирование и основные формы методической работы

Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности инженера-педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.

Субъектами методической деятельности являютсяпедагог иликоллектив педагогов.

Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшей формой представления МД в практике обучения – обобщение МД в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации, алгоритмы решения задач, листы рабочей тетради, приемы, методы обучения, методическое обеспечение учебной дисциплины, учебные программы, обучающие программы и т.д.

Кто пользуется продуктами МД? – учащиеся на уроках учебной дисциплины.

1.2. Виды методической деятельности

 

Вид методической деятельности– это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование.

МД педагогов профессионального обучения сегодня невозможно свести только к методической работе, она представляет собой совокупность различных видов деятельности:

· анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

· методический анализ учебного материала;

· планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

· моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

· конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

· разработку методики обучения по предмету;

· разработку видов и форм контроля ЗУН;

· управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

· проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики педагогов профессионального обучения.

Освоение МД проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения:

Умением проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

Умением подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

Умением выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

Умением проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

Умением разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения электротехнических задач, опорные конспекты и т.д.

Умением располагать учебный материал на доске, оформлять решение электротехнических задач.

Умением разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

Умением разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.

Умением разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

Умением проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:

1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения (МУ) могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровеньсформированности МУ характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Этот уровень характерен методическими умениями, формируемыми в процессе изучения учебного предмета "Методика профессионального обучения".

Второй уровень -применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. (педагогическая практика).

Третий уровеньхарактеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. (педагог-практик).

 

1.3. Уровни и формы осуществления методической деятельности

 

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: Предметом методической деятельности педагога являются приемы отбора, структурирования, редуцирования содержания учебного материала, адаптации методик и программ обучения к конкретным условиям обучения в данном учебном заведении и когнитивным особенностям учащихся.

Результатом этого вида деятельности является методически переработанный, отобранный учебный материал. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся. Среди них алгоритмы решения задач, опорные конспекты, листы рабочей, план-конспект урока и т.д.

Не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую деятельность. Первоначально молодого педагога захватывает педагогический процесс. На осознание значимости этого вида деятельности проходит от 1 до 3-х лет. Однако этот период может быть еще более длительным, если эта деятельность будет протекать интуитивно. Интуиция - хороший инструмент в профессиональной деятельности в общении с учащимися, родителями и коллегами по работе. Однако деятельность «сравнения и анализа уже произведенных приемов, операций, действий, направленных на то, чтобы выбрать из них (или сконструировать из их элементов лучшие, наиболее совершенные и эффективные деятельности» не может иметь только интуитивную основу, не привлекая знания закономерностей конструирования средств обучения. В период осознания, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, особенности и специфику, чем обучающая, преподаватель становится педагогом-методистом, результатом работы которого становится не только формирование системы знаний и умений, но и методических продуктов, позволяющих более эффективно управлять деятельностью учащегося на уроке.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачу конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что неизбежно переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и оформление ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Этот процесс так описывает Г.П. Щедровицкий: “От учителя отделяется инженер-методист, конструирующий приемы и способы обучения. Его деятельность создает иные продукты, нежели деятельность учителя и направлена на иные объекты; она начинает обслуживать деятельность учителя и вместе с тем управлять ею”. Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов (см. табл.).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Педагог-методист. Формируется не сразу, на осознание МД уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей педагогической деятельности. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся     Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачи конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что неизбежно переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и вызывает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности.   Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом стал Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г 1966 г. создание Всесоюзного научно-исследовательского института профессионального образования (ВНИИ ПТО) середине 70-х гг. отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН СССР В 1975 году в г. Казани создается Научно-исследователь-ский институт профессионально-технической педагогики Академии наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР). с 1992 г. – Институт среднего специального образования Российской Академии образования (ИССО РАО). Институт развития профессионального образования (ИРПО) создан 14 апреля 1994 г. и определен приказом Министерства Образования РФ как головная научная организация по разработке проблем развития начального профессионального образования, государственных стандартов и учебных программ в этой сфере образования, координация работы региональных научных и научно-методических организаций. Основными направлениями деятельности ИРПО являются: Прогнозирование и научное обеспечение развития начального профессионального образования в РФ; Разработка государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ начального профессионального образования и подготовки квалифицированных требований, обеспечивающих востребованность рабочих на рынке труда; Формирование единой образовательной программы среднего(полного) общего и начального профессионального образования; разработка новых моделей управления и финансирования учреждений начального профессионального образования; Анализ качества начального профессионального образования; Разработка и реализация инновационных проектов в области начального профессионального образования; Создание информационной системы начального профессионального образования; Разработка вариативных моделей развития региональных систем начального профессионального образования. Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, или исследователи, разрабатывающие для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

 

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

Объектами деятельноститакого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

Продуктами методической деятельностиданного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:

· системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);

· региональные стандарты;

· учебные программы предметов;

· комплексы средств обучения;

· методы обучения;

· методики обучения отдельным предметам;

· технологии обучения.

На рис.3 показана схема взаимодействия субъектов, выполняющих методическую деятельность разного уровня.

Педагог-технолог

Социальный заказ

Экономическая ситуация

Образовательные программы
Рынок труда

Педагог - методист

учащийся

 
 

 

 


Рис.3. Схема взаимосвязей объектов, результатов и субъектов

методической деятельности

 

 

.Содержание методической работы в системе ПТО

 

Во всех учебных заведениях должна проводится систематическая методическая работа. Методическая работа представляет собой важнейшее средство непрерывного совершенствования учебно-воспитательной работы.

Цель методической работы – оказать действенную помощь мастерам ПО, преподавателям и воспитателям в улучшении организации обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, способствует повышению педагогической и технической квалификации мастеров ПО, преподавателей, воспитателей и руководителей учебных заведений.

Общее руководство методической работой в учебном заведении осуществляется директором. Непосредственным организатором методической работы является заместитель директора по учебно-производственной работе.

Участие в методической работе обязательно для всех работников педагогического коллектива и является составной частью их педагогической деятельности.

Ввиду разнообразия форм методической работы, она должна быть четко спланирована по содержанию и срокам проведения. Планирование проводимых мероприятий позволяет исключить дублирование работы отдельных методических органов, обеспечивая равномерную загрузку педагогического коллектива.

Существует практика выделения одного дня в неделю для проведения методической работы. Например: 1-й вторник каждого месяца отводится для заседаний педагогического совета; 2-й вторник – для заседаний методических комиссий; 3-й – для методических совещаний; 4-й – для повышения квалификации педагогических работников. В эти же дни проводятся семинары, практикумы и т.д. Никакие другие мероприятия в день, отводимый для методической работы проводиться не должны.

Исключению дублирования методических мероприятий способствует принятое в ряде учебных заведений составление «Единых планов методической работы», разрабатываемых на полугодие и предусматривающих проведение мероприятий на каждый месяц. В план включены разделы: «Работа педагогического совета», «Работа методических комиссий», «Изучение новой техники, технологии и методов труда новаторов», «Открытые уроки, семинары и практикумы» и т.п.

Планирование методической работы проводится на базе перспективного плана работы училища, составляемого на учебный год.

Существуют разнообразные формы проведения методической работы в училищах, которые можно разделить на два вида: коллективные, проводимые для всех педагогических работников или для группы педагогических работников и индивидуальные, проводимые с отдельными мастерами ПО и преподавателями (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Виды методической работы

ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в учебных заведениях начального профессионального образования. д. Основная форма – самообразование, являющееся составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно-педагогических работников образовательного учреждения.

• Основные направления самообразования:

- повышение педагогической квалификации путем получения новых знаний и изучения пе­редового опыта в области педагогики, психоло­гии, методики организации процесса обучения и воспитания учащихся;

- совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новыми знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, экономики и организации труда, управления и производства;

- расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности способствующими гармоничному развитию личности

Формы самообразования:

Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня;

Коллективная— участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, в работе университетов педа­гогических знаний, культуры, методических секций и комиссий, научно-практических кон­ференциях, педагогических чтениях, школах передового педагогического опыта и т.д.

Методы самообразования:

- самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических материалов;

- участие во всех формах методической работы образовательного учреждения;

- изучение передового педагогического опы­та, накопленного в системе образовательных учреждений; взаимопосещение уроков; учас­тие в разборе открытых уроков; анализ своей работы и ее результатов;

- участие в экспериментальной работе, прово­димой в образовательном учреждении научны­ми организациями;

- разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекций и т.д.

Индивидуальная методическая работа руководителей образовательного учреждения с педагогическими работниками с целью повышения их педагогической квалификации включает:

- изучение и анализ работы преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, воспитателей и дру­гих категорий работников образовательного учреждения и оказание им конкретной помо­щи в совершенствовании методики проведе­ния учебных занятий и внеурочных меропри­ятий;

- выявление, изучение и формирование пере­дового педагогического опыта, оказание помощи инженерно-педагогическим работникам в его освоении, разработке учебно-планирующей документации, личных творческих планов, материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях и т.д.;

- оказание помощи преподавателям и масте­рам производственного обучения в подготовке и проведении открытых уроков; личное проведение открытых уроков, других занятий и мероприятий;

- внедрение в практику работы образователь­ного учреждения результатов научных разра­боток, материалов научной и методической ли­тературы, передового педагогического и производственного опыта.

Формы изучения деятельности педагогического работника:

- посещение и анализ уроков теоретиче­ского и производственного обучения, произ­водственной практики, внеучебных мероприятий;

- анализ выполнения учебных планов и программ;

- текущие наблюдения за работой мастеров производственного обучения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей;

- собеседования с инженерно-педагогиче­скими работниками по различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

- проведение консультаций для преподавате­лей и мастеров производственного обучения по актуальным проблемам повышения эффективности учебного процесса;

- проверка качества знаний и умений уча­щихся путем устного опроса, анализа вы­полнения учащимися контрольных работ по заданию;

- анализ планирующей и учетной документа­ции, отчетов инженерно-педагогических работ­ников.

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в образовательном учреждении начального профессионального образования следующие:

Педагогический совет — высший коллегиальный орган образовательного учреждения, определяющий перспективы его развития и координирующий вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности.

Основной задачей педагогического совета является организация работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества профессионального обра­зования в соответствии с задачами профессиональной школы.

- Педагогический совет определяет основные направления учебно-производственной деятельности образовательного учреждения, со­держание, формы, методы и средства профессионального обучения и воспитания. Педагогический совет рассматривает:

1. Результаты учебно-воспитательной, учеб­но-производственной и методической деятельности педагогического коллектива по вопросам Организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности.

2. Программы развития образовательного учреждения в соответствии с требованиями государственного стандарта.

3. Перспективное и текущее планирование де­ятельности профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей педагогиче­ского коллектива. Мероприятия по подготовке к началу и за­вершению учебного года, результаты анализа изучения спроса на образовательные услуги.

4. Результаты мониторинга образовательных стандартов в практику работы учебного заве­дения.

5. Результаты анализа качества знаний, навыков и умений учащихся.

6. Предложения по улучшению и совершенствованию учебной и производственной деятельности.

7. Результаты внутри училищного контроля инспекторских проверок, аттестации учебного заведения.

8. 0сновные направления деятельности методической службы учебного заведения в новых социально-педагогических условиях.

9. Состояние комплексного методического обеспечения профессионального обучения; учебно-программную документацию и методическую литературу, разработанную инженерно-педаго­гическим коллективом учебного заведения.

10. Материалы изучения и обобщения педагоги­ческого опыта инженерно-педагогических ра­ботников, а также основные направления его использования; результаты учебно-воспита­тельного процесса на основе применения новых педагогических и информационных техноло­гий, современных форм и методов обучения и воспитания.

Методический совет — организацион­но-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения. В его со­став входят руководители образовательного уч­реждения, методические работники, руководи­тели других структурных элементов методиче­ской службы.

ФУНКЦИИ:

§ анализ потребностей педагогов и управ­ленцев;

§ проектирование концепции и программы функционирования и развития методической службы образовательного учреждения;

§ организация и обеспечение деятельности всех структурных подразделений методической службы в целом;

§ координация деятельности всех структур­ных подразделений методической службы, а также с администрацией учебного заведения и другими его службами; установление “внешних” связей с городскими и региональ­ными научно-методическими центрами, ИПК, ИУУ и др.;.

§ анализ эффективности деятельности мето­дической службы, соответствие ее работы об- щей концепции и программе, а также коррек­ция ее деятельности;

§ обобщение и оформление результатов дея­тельности методической службы.

Методические комиссии (объеди­нения) объединяют педагогических работников (преподаватели, мастера производственного обучения, методические работники и т.д.) по принципу родственности их профессиональной деятельности для решения конкретных задач по повышению качества профессионального образования и его научно-методического обеспечения.

Методические комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп, профессий).

При наличии в образовательном учрежде­нии не менее трех преподавателей или мастеров производственного обучения соответственно одного предмета (профессии), цикла или нескольких родственных дисциплин создаются предметные цикловые и межпредметные комиссии. В случае недостаточного количества инженерно-педагогических работников для со­здания в профессиональном учебном заведении методической комиссии создаются методические объединения, в состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения соответствующих предметов (профессии) из нескольких учебных заведений района, города.

При необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) временные творческие коллективы по конкретной проблеме.

Функции методических комиссий: повышение профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с требованиями государственного стандарта; разработка и совершенствование содержа­ния профессионального образования: разра­ботка рабочей учебно-программной докумен­тации на основании типовой; опытных про­грамм для профильного изучения предметов естественно-научного цикла; анализ учебно-программной документации, внесение в учеб­ные программы корректив; внесение предло­жений по изменению группировки профессий и соответствующей учебно-программной до­кументации с учетом потребностей предприя­тий и организаций;

§ изучение и использование в учебном про­цессе новых педагогических и информацион­ных технологий;

§ комплексное методическое обеспечение предметов и профессий (составление паспортов комплексного методического обеспечения предметов и профессий; разработка недостаю­щих средств обучения (учебно-методические пособия, частные методики, конспекты лекций, дидактические материалы, методические рекомендации и т.д.);

§ анализ качества знаний и умений учащихся;

§ выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта;

§ оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий, открытых уро­ков и их обсуждения участие в проведении конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям, семинаров-практикумов, школ передового опыта, читательских конференций, конкурсов профессио­нального мастерства.

Проблемные группы -— творческие лаборатории, создаваемые для решения конк­ретных проблем, актуальных для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом. .функции:

- анализ индивидуальных педагогических затруднений, приведших к постановке про­блемы; - исследование состояния проблемы;

- исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального или коллективного опыта участников группы, а также способов ре­шения, представленных в педагогической или методической литературе.

Возглавляют работу проблемных групп пе­дагоги высокой квалификации, владеющие средствами организации коллективной творче­ской работы и стремящиеся к коллективному решению проблем.

Педагогические мастерские—своеобразные авторские классы, в которых педаго­гические работники — мастера своего дела пере­дают опыт другим членам педагогического коллектива. Педагогические мастерские являются школами взаимного роста. В постоянном кон­такте с богатством практики педагогов-участников растет и уровень самого автора опыта, оттачивается его профессионализм. Функции: - распространение педагогического опыта;

- трансляция педагогического мастерства;

- подготовка педагогических работников к осуществлению педагогической деятельности в новых социально-педагогических условиях