Нервно-психическое развитие.
АФО детей периода младенчества.
Нервная система интенсивно развивается, на основе имеющихся безусловных рефлексов образуются новые условные рефлексы, которые закрепляются. Однако под воздействием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.
Масса головного мозга к 9 месяцам удваивается, спинного мозга к 10 месяцам. Совершенствуется функция мозжечка.
1 месяц:
* следит за движущимся предметом;
* прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки;
* первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
* издает отдельные звуки на разговор с ним.
2 месяц:
* смотрит на лицо взрослого, предмет, который привлек его внимание;
*поворачивает голову в сторону взрослого, на звук;
* улыбается на разговор с ним, долго смотрит на другого ребенка;
* лежит на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек);
* произносит отдельные звуки.
3 месяц:
* зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого;
*отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним;
* случайно наталкивается на игрушки, висящие низко над грудью;
* лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).
4 месяц:
* узнает мать или близкого человека (радуется);
* поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, ищет его глазами;
* во время бодрствования часто возникает комплекс оживления, громко смеется на эмоциональное речевое общение;
* рассматривает, ощупывает над грудью висящие игрушки;
* удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую поверхность ногами;
* гулит;
* во время кормления придерживает грудь матери руками, бутылочку.
5 месяцев:
* отличает близких людей от чужих;
* узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию;
* радуется ребенку, берет игрушку из рук взрослого;
* долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;
* подолгу певуче гулит;
* ест с ложки полугустую кашу.
6 месяцев:
* по-разному реагирует на свое и чужое имя;
* уверенно берет игрушки, подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую;
* переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;
* произносит отдельные слоги;
* ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
7 месяцев:
* стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;
* хорошо ползает;
* на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте;
* подолгу лепечет;
* пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев:
* смотрит на действия другого ребенка, смеется, лепечет;
* долго и разнообразно занимается игрушками, подражает взрослым;
* сам садится, сидит, ложится, даржась руками за барьер стоит и опускается, переступает, держась за барьер;
* на вопрос «где?» находит 2 – 3 предмета;
* громко, четко, повторно произносит различные слоги;
* ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев:
* плясовые движения под мелодию»
* догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
* играет подолгу с игрушками;
* подражает взрослому, повторяя за ним слоги;
* хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности ( спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
10 месяцев:
* самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: открывает, закрывает, катает и т. д.;
* входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за руки;
* закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.;
* играет в прятки, «сороку – ворону».
11 месяцев:
* радуется приходу детей, избирательно относится к детям;
* накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большим отверстием на стержень;
* стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги;
* по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку, находит и дает мяч.
12 месяцев:
* узнает на фотографии знакомого взрослого;
* протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
* катает, водит, кормит, баюкает;
* ходит самостоятельно;
* понимает действия без показа (найди, дай(, понимает имена детей, взрослых;
* произносит 5 – 10 облегченных слов;
* самостоятельно пьет из чашки.