Потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения.

 

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности:

· есть;

· спать;

· пить;

· выделять;

· двигаться;

· общаться;

· избегать опасности;

· быть чистым;

· быть здоровым;

· поддерживать постоянную температуру тела.

 

Часть потребностей здоровый ребенок способен удовлетворять самостоятельно, некоторые – только с помощью взрослых, но в целом новорожденный не может выжить без заботы о нем со стороны окружающих его людей.

Потребность в поступлении кислорода удовлетворяется за счет самостоятельного дыхания.

Не требует коррекции потребность во сне. В ЦНС преобладают процессы торможения, поэтому новорожденный спит 22 часа в сутки, поэтому очень важно обеспечить ему комфортные условия для удовлетворения этой потребности.

Ребенок должен спать в собственной кроватке, боковые стенки кроватки должны обеспечить свободный доступ кислорода, не занавешивать кровать. Не использовать мягкий матрац. Новорожденный должен лежать на ровной, твердой поверхности, подушка ему не нужна. Можно немного приподнять головной конец.

Удовлетворение потребности в питании новорожденных и детей первого года жизни являются естественное (грудное), смешанное и искусственное вскармливание.

Возрастные особенности пищеварения детей 1-го года жизни:

1. функциональная незрелость пищеварительной системы

2. незрелость защитных механизмов пищеварительного тракта.

Единственно правильным и оптимальным видом вскармливания детей 1-го года жизни является грудное вскармливание. Оно обеспечивает:

1. получение достаточного количества пищи

2. получение достаточного количества Б. Ж. У. витаминов и микроэлементов.

 

Условия оптимального грудного вскармливания:

1. раннее прикладывание к груди

2. кормление по требованию в 1-ый месяц жизни

3. вскармливание исключительно грудным молоком первые 5 мес. Жизни

4. исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном вскармливании

5. вскармливание грудным молоком не менее 1-1,5 лет (отнятие от груди в осенне-зимний период).

В случае развития гипогалактии (уменьшение к-ва молока), или агалактии

(полное отсутствие молока), ребенка переводят на смешанное или искусственное вскармливание.

 

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка только женским грудным молоком впервые 5 мес., а с 5 мес. – ещ6 и прикормы.

 

Смешанное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первой половине года жизни наряду с молоком матери получает дополнительное питание, называемое докормом в виде молочных смесей, составляющих более 1/5 всего рациона.

 

Искусственное вскармливание – это вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни не получает грудного молока или его количество составляет менее 1/5 суточного рациона.

Для удовлетворения потребности ребенка в питании оптимальным является грудное вскармливание, дополнять питание водой не рекомендуется.

 

Преимущества грудного вскармливания:

· полноценное питание;

· легко усваивается и полностью используется;

· защищает ребенка от инфекции

· эмоциональный контакт матери и ребенка;

· благоприятное развитие ребенка;

· быстрое восстановление организма матери после родов;

· экономически выгодно;

 

 

Психологические преимущества грудного вскармливания:

· способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений, от которых мама получает эмоциональную удовлетворенность;

· дети меньше плачут, быстрее развиваются;

· при кормлении ребенка ночью меньше забот для мамы;

· способствует интеллектуальному развитию ребенка.

 

В течение нескольких дней после родов вырабатывается молозиво, оно густое, желтоватого цвета за счет наличия большого количества жира. Оно содержит так же защитные факторы (иммуноглобулины, лейкоциты, макрофаги), а так же обладает слабительным действием, что помогает освободить кишечник ребенка от мекония, предотвратить желтуху. В молозиве много витамина А, усиливает иммунитет и предотвращает развитие заболеваний глаз.

С 4 – 5 дня после родов вырабатывается переходное молоко, богатое жиром и по составу приближается к зрелому молоку.

Раннее молоко – продуцируется в начале кормления, позднее молоко – в конце кормления. В позднем молоке больше жиров, по цвету оно белее раннего.

Раннее молоко имеет голубоватый оттенок, вырабатывается в большом объеме, обеспечивает потребность ребенка в жидкости, именно поэтому не рекомендуется дополнительное питье в первые 4 – 6 мес жизни. Если ребенок будет утолять жажду водой, он станет меньше потреблять грудного молока и чувство голода у него возникнет раньше.