Система анализаторов.
Пищеварительная система.
Длина пищеварительного тракта относительно длиннее, чем у взрослых. Ферментативная активность всех отделов пищеварительного тракта низкая. Ротовая полость относительно велика, пищевод относительно длинен, желудок расположен горизонтально, кардиальный сфинктер развит слабо, пилорический – развит хорошо. Вследствие этих особенностей ребенок склонен к срыгиваниям после кормления. Емкость желудка новорожденного – 30 – 35 мл.
Кишечник относительно длиннее, чем у взрослых, мышечный его слой развит слабо, поэтому может легко нарушаться перистальтика кишечника, что проявляется вздутием, болезненностью живота, беспокойством и плачем ребенка.
Проницаемость кишечной стенки значительно выше, чем у взрослых, поэтому при желудочно – кишечных заболеваниях, токсины через кишечную стенку легко проникают в кровь, вызывая токсикоз и даже нейротоксикоз, т.е. генерализованное поражение организма.
Микрофлора.
Ребенок рождается со стерильным кишечником, который в течение 1-й недели жизни заселяется микрофлорой. Микрофлора кишечника зависит от вида вскармливания:
· при естественном преобладают бифидум – бактерии, лактобактерии и энтерококки;
· при искусственном преобладает кишечная палочка.
Функции нормальной микрофлоры кишечника:
· подавление роста болезнетворных бактерий (антимикробная);
· участие в пищеварении в роли ферментов (ферментативная);
· участие в синтезе ряда витаминов (витаминообразующая).
Стул ребенка (в неонатальном периоде):
· меконий (первородный кал) – густая вязкая масса темно – зеленого цвета, без запаха, выделяется первые 2 – 3 дня;
· при естественном вскармливании: с 4 – 5го дня жизни стул 1 – 4 раза в сутки, мазеобразный, однородный, золотисто – желтого цвета с кисловатым запахом;
· при искусственном вскармливании: 1 – 2 раза в сутки, плотный, светло – желтого цвета, однородный, с гнилостным запахом.
Печень – самый крупный орган ребенка, который занимает половину объема брюшной полости, выступает из – под правого подреберья на 1,5 – 2 см. Дольки сформированы, но функции печени развиты слабо, особенно детоксикационная.
В первые часы и дни жизни для новорожденного характерна значительная дальнозоркость, что обусловлено шаровидной формой глаза. Острота зрения низкая.
Световая чувствительность имеется сразу после рождения, но в течение первых 3 нед отмечается светобоязнь, что связано с процессами адаптации глаза к условиям внеутробного существования, поэтому значительную часть времени глаза новорожденного закрыты, зрачки сужены. В 2 нед возникает фиксация взора.
С 3-ей нед ребенок начинает устойчиво фиксировать взгляд обоими глазами на неподвижных предметах и в течение непродолжительного времени следить за движущимися.
К моменту рождения ребенок слышит, но в силу незрелости слухового анализатора не всегда реагирует на звук, особенно слабый.
Слышащий ребенок реагирует на звук смыканием век, стремлением повернуть голову в сторону источника звука, иногда двигательным беспокойством.
Обоняние к моменту рождения хорошо развито, обонятельные рецепторы воспринимают запах сразу после рождения, новорожденный ребенок реагирует на сильные запахи изменениями пульса и дыхания, мимикой, но дифференцировать приятные и неприятные запахи он еще не может.
Вкусовой анализатор у новорожденного ребенка развит хорошо, порог вкусовых ощущений выше, чем у взрослого человека, за счет того, что вкусовые рецепторы занимают значительно большую площадь по сравнению со взрослым: они занимают весь язык, твердое небо, слизистую оболочку губ и щечных поверхностей ротовой полости. Новорожденный хорошо различает сладкое, реагируя на него успокоением, сосательными движениями; но соленое , горькое, кислое вызывают у него отрицительную реакцию, проявляющуюся гримасой неудовольствия, закрыванием глаз, общим беспокойством.