Самореализация (любовь и творчество)
Когнитивные и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии)
Потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности.)
Потребность в привязанностях, хорошем отношении, в причастности к группе и др.
Потребность в безопасности (физической и психологической)
Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сне, оптимальной температуре, избежать боли и т. д.)
Труд и отдых.
Общение;
Поддержание безопасности при взаимодействии с окружающей средой);
Поддержание нормальной температуры тела;
Одежду способность (одеваться, раздеваться, выбирать соответствующую одежду);
Сон;
Движение;
Физиологические отправления;
Адекватное питание и питье;
Нормальное дыхание;
Понятие о потребностях человека.
Потребность – это надобность, нужда, необходимость в чем - либо для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности присущи человеку на всех этапах его жизнедеятельности и не зависят от возраста, пола, в известной степени даже от состояния здоровья. В этом смысле они являются универсальными. В настоящее время в России принята модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации Мухиной – Тарновской, в которой рассматривается 10 фундаментальных потребностей человека.
К ним относят:
Такое выделение потребностей ориентировано на работу с людьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья. И в меньшей степени на удовлетворение социальных, эмоциональных потребностей.
Все многообразие человеческих потребностей можно разделить на несколько групп, видов, уровней, например на биологические и социальные; по времени возникновения на постоянные и периодические; по степени важности на актуальные и потенциальные и т. д. Все эти деления условны.
Степень удовлетворения социальных потребностей во многом зависит от уровня развития общества, производительности труда, уровня жизни, тесно связана с образом жизни.
По степени усложнения А. Маслоу определил 5 иерархических уровней потребностей человека:
Важнейшими особенностями потребностей являются их динамический характер, их изменение, развитие на базе уже удовлетворенных потребностей новых, занимающих в иерархии более высокое положение, т. е. человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только эта потребность будет удовлетворена, она перестает быть актуальной, перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности, но это не касается жизненно важных, витальных потребностей.
Высшей ступенью потребностей по Маслоу является потребность в самореализации, т. е. потребность в максимальном использовании способностей, возможностей, заложенных в каждом человеке. Маслоу считал, что лишь немногие озабочены этой проблемой, большинство людей удовлетворяются потребностями более низкого уровня. Многие люди в силу тех или иных причин не имеют возможностей для самореализации. Это может быть связано с условиями жизни, борьбой за выживание в условиях бедности, природных или социальных катаклизмов.