Лекция №2.

Расположение кливажа в слоях и складчатой структуре. Время его образования.

Кливаж часто бывает избирательным, то есть, наблюдается не во всех слоях. Например, он может быть развит в существенно глинистых слоях и отсутствовать во всех обломочных. В других случаях он развит также в тонкообломочных породах, но отсутствует в среднеобломочных. Наконец, он может быть развит во всех обломочных породах, но отсутствовать в известняках. Замечено, что чем выше метаморфические преобразования пород (но, как я говорила, до определенного предела), тем в большем числе разнообразных пород развит кливаж. Другими словами, при увеличении степени метаморфизма кливаж развивается во все новых и новых разностях пород. При этом можно выстроить такой ряд: глинистые породы – алевритовые породы – мелкозернистые песчаники – крупнозернистые песчаники – известняки.

Избирательное проявление кливажа заключается также в том, что он может быть развит не на всех участках складчатой структуры, а только в определенных ее частях. Обычно это замки складок и смыкающие короткие крылья флексур.

Избирательное проявление кливажа связано с тем, что он начинает развиваться лишь при достижении определенной величины укорочения в породе (она разная для разных пород). Исследователями приводятся цифры 20-30%.

Ориентировка кливажа в складках; время его образования. Как мы уже говорили, кливаж ориентирован перпендикулярно оси максимального укорочения. Также ориентированы и осевые поверхности складок. Логично было бы ожидать, что кливаж параллелен осевым поверхностям складок. Однако при внимательном рассмотрении это оказывается не так. Обычно кливаж образует веер – прямой в компетентных слоях и обратный в некомпетентных (рис. ). Это может быть связано только с тем, что кливаж возникает на начальной стадии складкообразования, когда слои еще лежат субгоризонтально, но уже испытывают укорочение вдоль слоистости. Кливаж закладывается перпендикулярно оси укорочения, следовательно, перпендикулярно субгоризонтальной слоистости. На следующей стадии складкообразования слои начинают все быстрее и быстрее изгибаться в складки, а кливаж в компетентных слоях разворачивается в прямой веер. Некомпетентные слои приспосабливаются к изгибу компетентных, что приводит к образованию обратного веера кливажа. Механизм этого процесса будет вполне понятен после рассмотрения механизма образования складок, так что мы к этому вопросу еще вернемся.

Тема: Краткая характеристика анатомо – физиологических, психологических особенностей человека в разные возрастные периоды. Понятие о потребностях человека. Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

Возрастная периодизация жизни человека:

1.Внутриутробный период – антенатальный:

а) эмбриональный (от зачатия до 12 недель),

б) плацентарный (от 12 недель до рождения);

2. Внеутробный период – постнатальный:

а) период новорожденности – от рождения до 28 дней, (неонатальный);

б) период младенчества – от 29 дня до 1 года, (грудной);

в) преддошкольный период - от 1 до 3 лет;

г) дошкольный период – от 3 до 6 лет;

д) младший школьный – от 6 до 12 лет;

е) старший школьный – от 12 до 18 лет;

ж) юношеский – от 18 до 20 лет;

з) зрелый возраст – от 20 до 55 лет у жен. И до 60 у муж.;

е) пожилой – от 55-60 до 75 лет;

к) старческий – после 75 лет;

л) долгожители – 90 и старше.

 

Эмбриональный период – является наиболее важным с медицинской точки зрения. В этот период происходит закладка, формирование и дифференцировка органов, тканей и систем организма. На этом этапе развития зародыш превращается в плод с органами и системами. Именно на этом этапе развития человеческий зародыш является наиболее уязвимым к повреждающим воздействиям внешней среды, которые могут вызвать повреждение развивающихся тканей и привести к грубым анатомическим и диспластическим (неправильное развитие органов и тканей) порокам развития или даже к гибели эмбриона и самопроизвольному прерыванию беременности.

В период плацентарного развития происходит интенсивное развитие тканей и органов, нарастание массы и длины тела плода. Идет подготовка к внеутробному существованию.

Если повреждающий фактор воздействует в

эмбриональный период - эмбриопатии;

плацентарный период – фетопатии.

 

Период новорожденности – наиболее важный с медицинской точки зрения. Он начинается с момента перевязки пуповины и длится до 29 дня жизни. В нем различают ранний неонатальный – от рождения до 7дня жизни, и поздний неонатальный – с8-го по 29 день жизни.

Ранний неонатальный период характеризуется процессами адаптации организма к внеутробному существованию. Наиболее значимые изменения происходят в дыхательной системе и системе кровообращения – начинают функционировать легкие, первый крик – это первый вдох, соответственно начинает функционировать малый круг кровообращения, перекрываются пути гемодинамики внутриутробного периода, возрастает кровоток в сосудах легких и головного мозга. Параллельно перестраивается энергетический обмен и терморегуляция, начинает функционировать ЖКТ, начинается энтеральное питание.

Все органы и системы новорожденного являются функционально не зрелыми. Наименее дифференцированной является кора головного мозга, и поэтому любые раздражения, поступающие в ЦНС вызывают ее торможение, чем объясняется почти постоянный сон новорожденного, прерываемый только на время кормления.

Поздний неонатальный период длится с 7 до 28 день жизни и характеризуется интенсивным развитием анализаторов, особенно зрительного, началом координации движений, образованием условных рефлексов, установлением эмоционального контакта с матерью,появлением улыбки и мимики радости в ответ на общение, с чего собственно и начинается психическая жизнь ребенка.

Для периода новорожденности характерна:

· интенсивность протекания обменных процессов (ЧДД – 45, ЧСС – 160 в 1 мин.);

· интенсивность пластических процессов (быстрое нарастание массы тела);

· устойчивость к инфекциям (скарлатина, корь, дифтерия) за счет пассивного материнского иммунитета;

· несовершенство нэйро-эндокринной и почечной регуляции, что определяет склонность к обезвоживанию;

· появляются пограничные состояния (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, половой криз, транзиторная лихорадка).

 

Грудной возраст – процессы адаптации к внеутробному существованию уже завершены, и происходит бурный рот и развитие ребенка. Масса тела ребенка к году утраивается по сравнению с первоначальной, рост увеличивается на 50%, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13 – 15 см.

Совершенствуется моторная функция:

* В 2 месяца ребенок хорошо держит голову;

* с 4 – 5 мес переворачивается с живота на спину и обратно;

* к 7 мес самостоятельно садится; к концу года начинает ходить, играть с игрушками.

Психическое развитие ребенка:

· появляются условные рефлексы;

· движения глазных яблок становятся координированными;

· фиксирует взгляд на отдельных предметах;

· следит за движением предметов;

· появляется слуховое сосредоточение;

· ребенок начинает узнавать своих близких;

· улыбается, гулит;

· в 5 – 6 мес лепечет слоги «мА», «ба», «па».

К концу года произносит некоторые слова, которые складываются в несложные предложения, понимает запреты, выполняет несложные требования – с этого момента начинает формироваться вторая сигнальная система.

Пассивный иммунитет теряется к 2 – 4 мес, а собственный иммунитет формируется медленно, поэтому существует высокая вероятность заболеваний, особенно дыхательной и пищеварительной систем, а так же генерализация воспалительных явлений и развитие септических состояний.

 

Преддошкольный период – происходит дальнейшее совершенствование двигательных навыков и умений, его психики и речи, продолжается его активный рост, но темпы его несколько снижены.

Отличительные особенности:

· подвижность;

· любознательность;

· активное познание окружающей среды;

· речь богатая. выразительная, предложения сложные;

· становится капризным, упрямым, застенчивым;

· нет чувства страха.

 

Этот период требует правильной организации режима ребенка,его воспитания, чтобы оградить детскую психику от чрезмерных эмоциональных нагрузок. Надо всесторонне развивать ребенка, так как именно в этот период в силу пластичности ЦНС складываются его основные характерологические особенности, закладываются основы будущего поведения, возможность лучшей адаптации к окружающему миру.

Дошкольный период – характерно очередное ускорение темпов роста, нарастание массы тела несколько замедляется. Развивается скелет, крепнет мускулатура. Молочные зубы меняются на постоянные. Активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. В этом возрасте дети склонны успешно изучать иностранные языки, начинают писать, читать, рисовать. Значительно улучшается память, хорошо запоминают стихи, рассказы.

Совершенствуется иммунная система, снижается склонность к диффузным реакциям, но увеличивается частота инфекционных заболеваний, из – за увеличившихся контактов с окружающими.

Младший школьный возраст – многие органы и системы достигают полного морфологического и функционального развития. Завершается формирование костного скелета и укрепляться мышечная система. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Появляются первые признаки полового диморфизма.

Заканчивается структурная дифференцировка коры головного мозга, совершенствуется интеллект ребенка, появляются самостоятельные суждения, развиваются волевые качества, усидчивость, расширяется круг интересов, появляются индивидуальные различия в психике, поведении.

 

Старший школьный (подростковый, пубертатный) период – наиболее сложный и ответственный этап в жизни человека. Это связано с морфологическими и функциональными изменениями, происходящими в организме, а так же с точки зрения психологической адаптации к соц – экономическим условиям в обществе, что связано с изменением социального и юридического статуса.

Юридический подростковый возраст связан с возникновением правовой, юридической ответственности.

Биологически этот период начинается с формирования вторичных половых признаков, а заканчивается полной половой зрелостью.

Наиболее характерной особенностью этого периода является значительная активация эндокринного аппарата: усиливается функция гонад, щитовидной железы, гипоталамо – гипофизарной системы. Начинается период полового созревания.

У девочек в 10 – 12 лет начинают увеличиваться молочные железы, затем появляются волосы на лобке, через 1,5 – 2 года – в подмышечной области, в 12 – 14 лет появляются первые менструации – менархе. К 15 – 16 годам вторичные половые признаки достигают у девушек стадии полного морфологического и функционального развития, но гормональный фон и репродуктивная функция яичников отличается от таковых у женщин зрелого возраста.

У мальчиков первым видимым признаком начала полового созревания является увеличение яичек в 11 лет, появление оволосения на лобке в 12 – 13 лет, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице и в подмышечных впадинах, увеличение длины и диаметра полового члена. Этот процесс продолжается до 16 – 17 лет, когда размеры НПО становятся такими же, как у взрослых.

Подростковый период является самым трудным периодом для психосоциального развития, как для мальчиков, так и для девочек. В этот период происходит преобразование характера, воспитывается воля, проявляется индивидуальность, темперамент.

Специфические соц – психологические особенности подростков:

· изменчивость настроения;

· стремление к самоутверждению;

· стремление к независимости (эмансипации);

· неприятие мнения и опыта старших;

· повышенная чувствительность к мнению других о своих способностях, внешности.

 

Развивается мировоззрение взрослого, перестраивается мышление от конкретного к абстрактному, формируется половое влечение, возникают проблемы с его реализацией. Все эти моменты в жизни подростков при воздействии каких – либо неблагоприятных биосоциальных факторов могут приводить к негативным реакциям со стороны ЦНС(суицид, булимия, дисморфофобия).

 

Юношеский возраст – характеризуется завершением физического развития. Замедляется процесс роста, более низкими темпами нарастает масса тела. Завершается формирование скелета. Все органы и системы приобретают черты и свойства зрелого организма.

В этом возрасте окончательно формируется характер, происходит дальнейшее становление личности, ее самоутверждение. Наступает возраст полной гражданской и юридической ответственности: юноши и девушки получают право голоса, на это время приходится служба в армии. Многие создают семьи.

 

Зрелый возраст – это большая часть жизни человека.

В это время наиболее ярко проявляются индивидуальные черты организма и личности. В этом периоде выделяют несколько «горячих точек».

Первая из них 20 – 25 лет, у девушек основная проблема удачно выйти замуж и родить ребенка.

Мужчины в этот период озабочены не проблемами создания семьи, а проблемами установления возможно большего количества сексуальных контактов.

Основной проблемой у женщин в 30 лет и у мужчин в 40 лет является определение своего места в обществе, поиск смысла жизни. Длится этот период 3 года и заканчивается затишьем, стабильным состоянием вплодь до климактерического периода.

Для этого периода характерна значительная перестройка нейроэндокринной системы, влияющей на все органы и системы организма. Это ведет к снижению интенсивности обменных процессов, появляются первые клинические признаки заболеваний, характерных для более старших возрастных групп. Возникают первые признаки атеросклероза аорты, церебрального атеросклероза, эмфизема легких.

 

Пожилой возраст 55 – 75 лет характеризуется ускорением процессов старения. Изменяется внешний облик человека, его поведение, психика. Появляются и развиваются болезни, свойственные этому возрастному периоду (ИБС, ГБС, онкологические заболевания). Меняется социальный статус, люди становятся пенсионерами.

Изменения в психической деятельности:

· снижается психическая активность;

· ухудшается память;

· ухудшается сосредоточение;

· ослабевает внимание;

· затрудняется переключение с одного вида деятельности на другой.

 

Старческий возраст – инволюционные процессы, начавшиеся в предыдущих периодах, становятся боле выраженными. Резко снижаются все основные физиологические функции, ослабевают приспособительные механизмы, постепенно затухают жизненные процессы, увеличивается вероятность естественной смерти.

Для старческого возраста характерны:

· уменьшение размеров тела, его роста, массы,

· старческая атрофия;

· истончение кожи;

· пигментные пятна;

· появление морщин;

· седина;

· глаза тусклые, теряют блеск»

· птоз;

· снижение остроты слуха;

· выпадение зубов;

· старческий кифоз.