Административная ответственность и административные взыскания.

Под административной ответственностьюпонимается та­кая разновидность юридической ответственности (наряду с уго­ловной, дисциплинарной, материальной), которая выражается вприменении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (администра­тивных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Для наступления административной ответственности необ­ходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

Ø нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

Ø фактического основания (административного правонару­шения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушив­шего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

Ø процессуального основания (акта компетентного субъек­та о наложении конкретного взыскания за конкретное админис­тративное правонарушение).

Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Для сравнения: уголовные наказания назначаются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и долж­ностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и хозяйственными судами.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отлича­ется от дисциплинарной, меры которой к работникам и служа­щим применяются в основном в порядке подчиненности выше­стоящим органом, должностным лицом.

Применение административного взыскания не влечет су­димости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно примене­но, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Следовательно, административная ответственность облада­ет рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но главная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное пра­вонарушение, а мерами – административные взыскания.

Статья 6.1 КоАП РБ определяет административное взыскание как меру ответственности, применяемой в целях воспитания лица, совершившего административное право­нарушение, в духе соблюдения законов, уважения к прави­лам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 6.2 к видам административных взыс­каний относятся:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Все виды взысканий тесно связаны между собой и обра­зуют единую систему, которую объединяет общая цель: за­щита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших ад­министративные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений.

Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями и, как правило, состоят в лише­нии или ограничении прав, благ. За совершенный просту­пок нарушитель либо лишается какого-то субъективного права (например, права на управление транспортным сред­ством), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара – это «правовой урон» привлеченного к ответственности. Однако кара не является самоцелью: это необходимое средство воспитания, предупреждения право­нарушений.

Подробная характеристика административных взысканий – в электронном пособии – Гребенчук И. В. Административное право. – Бобруйск: БФ БГЭУ, 2010. – С. 60-65.

Статья 7.6. КоАП РБ определяет сроки наложения административных взысканий. Административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

За совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

За совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 настоящего Кодекса, – не позднее одного года со дня его совершения.

Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

В случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня отмены постановления.

4. В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в течение сорока восьми часов административное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства.