Понятие, предмет и метод административного права.
Способы защиты административной правосубъектности граждан.
Административная ответственность и административные взыскания.
Государственная служба и государственные служащие.
Административно-правовые отношения.
Административно-правовые нормы.
Понятие, предмет и метод административного права.
Основы административного права
ЛЕКЦИЯ № 9
Административное право является одной из отраслей права, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения,складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов исполнительной власти,т.е. в процессе государственной управленческой деятельности.
Административное право как совокупность норм:
1. устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации (упразднения) органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру, взаимоотношений органов управления с другими с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;
2. определяет правовое положение общественных объединений и граждан, правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила рыбной ловли, охоты, торговли и т.д.);
3. определяет формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
4. определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;
5. устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;
6. закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.
В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом правового регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений.
Предмет административно-правового регулирования –совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:
♦ главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления;
♦ это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель областного суда, например, организуя работу подчиненного ему аппарата, занимается не правосудием, а управлением;
♦ по поручению государства, на основании переданных им властных полномочий административную власть могут использовать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.
Следовательно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешневластных полномочий общественных организаций.
Методы правового регулированияобщественных отношений в сфере исполнительной власти – это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.
Методы административно-правового регулирования представляют собой приемы регулирования, исходные юридические позиции, определяющие главные в правовом статусе субъекты, к которым относятся:
• метод централизованного, императивного регулирования (административно-правовой метод). При этом регулируются отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, т.е. положение субъектов характеризуется отношением субординации, прямого подчинения, неравенства их участников и однородностью юридически властных волеизъявлений одной из сторон;
• метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий (без прямых предписаний и запретов) в рамках административно-правовой нормы. Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа. При этом субъекты обладают равным объемом властных полномочий.
Говоря о методе административно-правового регулирования, следует помнить, что специфической особенностью общественных отношений, регулируемых административным правом, является неравенство сторон. Один из участников таких отношений подчинен другому, то есть, органы государственного управления в конкретных правоотношениях реализуют предоставленные им властные полномочия, которых нет у другой стороны (например, у граждан).