Стадии хозяйственного процесса.
Понятие хозяйственных споров. Система и деятельность хозяйственных судов Республики Беларусь.
Исполнительное и приказное производство.
Стадии хозяйственного процесса.
Понятие хозяйственных споров. Система и деятельность хозяйственных судов Республики Беларусь.
Разрешение хозяйственных споров
ЛЕКЦИЯ № 19
2. Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хозяйственный суд.
Хозяйственные (экономические) споры – это подведомственные хозяйственному суду споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений между субъектами хозяйственной деятельности. Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан (ст. 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, далее – ХПК РБ).
К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об):
· разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством;
· разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
· изменении или расторжении договора;
· невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;
· признании права, в том числе права собственности;
· истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
· нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
· возмещении убытков.
Единую систему хозяйственных судов составляют:
1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
2) хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее – хозяйственные суды областей).
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:
1) Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
2) Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
3) коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
4) судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь. Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривают в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Хозяйственный суд области действует в составе:
1) судебных коллегий;
2) кассационной инстанции;
3) надзорной инстанции.
В структуре хозяйственных судов действует Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.
2. Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хозяйственный суд.
Обращение в хозяйственный суд осуществляется в форме:
искового заявления – по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений;
заявления – по спорам:
возникающим из административных и иных публичных правоотношений,
по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов);
о признании и приведении в исполнение решений судов иностранных государств, принятых ими по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также решений иностранных международных арбитражных (третейских) судов;
по другим основаниям, предусмотренным ХПК РБ.
Иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Лицами, участвующими в деле, являются:
Ø стороны;
Ø заявители и заинтересованные лица – в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); об экономической несостоятельности (банкротстве); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении, а также в иных случаях, предусмотренных ХПК РБ и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах;
Ø третьи лица;
Ø прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных ХПК РБ и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
· наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;
· полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;
· цена иска, если иск подлежит оценке;
· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
· доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
· требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
· сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;
· перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Цена иска определяется:
· по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;
· по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы;
· по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества;
· по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.
В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.
Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного процесса, если непринятие мер по его обеспечению может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Мерами по обеспечению иска могут быть:
· наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
· наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
· запрещение ответчику совершать определенные действия;
· возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;
· запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
· приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;
· приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
· иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
В случае необходимости допускается одновременное принятие нескольких мер по обеспечению иска.
К исковому заявлению прилагаются копии искового заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:
· уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;
· соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;
· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
· государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, – документы, подтверждающие их юридический статус;
· полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска.
В случае установления юридических фактов, препятствующих возбуждению дела в хозяйственном суде, в зависимости от их характера судья либо оставляет заявление без движения, либо возвращает исковое заявление заявителю.
Основания для отказа судьей принятия искового заявления:
1. если спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде;
2. если имеется вступившее в законную силу постановление хозяйственного суда или общего суда, решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, ха исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в приведение в исполнение решения иностранного суда;
3. имеется вступившее в законную силу решение международного арбитражного суда, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Оставление заявления без движения является своеобразной процессуальной льготой, поскольку дает возможность истцу устранить недостатки искового заявления с фиксацией даты первоначального обращения к суду. Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее 5 дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении хозяйственного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству хозяйственного суда.
Если указанные в определении суда обстоятельства не будут устранены в установленный срок, то хозяйственный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему исковые документы.
Подготовка дела к судебному разбирательству, если иное не предусмотрено Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.
Хозяйственный процесс – система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.
Стадия хозяйственного процесса – это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью. Хозяйственный процесс состоит из шести стадий:
1. производство в суде первой инстанции;
2. производство в апелляционной инстанции;
3. производство в кассационной инстанции;
4. производство в порядке надзора;
5. пересмотр судебных актов хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам;
6. исполнительное производство.
Функции этих стадий:
1. разрешение спора по существу;
2. пересмотр судебных актов суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, на основании и имеющихся и вновь представленных (при наличии определенных условий) доказательств;
3. проверка законности вступивших в законную силу постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций;
4. пересмотр судебных актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций на основании протестов, вынесенных:
Ø Председателем Высшего хозяйственного суда РБ и Генеральным прокурором РБ – на судебные постановления любого суда, за исключением постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда РБ;
Ø заместителями Председателя ВХС и заместителями Генерального прокурора – на судебные постановления любого хозяйственного суда РБ, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС (ст. 301 ХПК РБ);
5. исправление судебных ошибок;
6. призвано обеспечить практическую реализацию вынесенных судебных решений.
Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – не более семи месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до двух месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – до одного года.
Решение хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции. Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.
Решение хозяйственного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в хозяйственный суд апелляционной инстанции. Лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления. Хозяйственный суд апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы (протеста) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Апелляционная жалоба (протест) на решение хозяйственного суда первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати дней со дня ее поступления в хозяйственный суд. При сложности дела председатель хозяйственного суда или его заместитель могут его продлить, но на срок не более пятнадцати дней.
Лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Кассационная (лат. cassatio – отмена, уничтожение) жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела.
Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Надзорное производство, в отличие от апелляционного и кассационного, может быть возбуждено только по протестам указанных выше должностных лиц (ст. 301 ХПК РБ), а не по жалобам лиц, участвующих в деле. Протест в порядке надзора может быть принесен только на вступившие в законную силу решения, вынесенные судом первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций.
Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование дела и его изучение соответствующим должностным лицом. Поводом для истребования дела могут служить в том числе и заявления лиц, участвующих в деле, а также лиц, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. Жалоба может быть принята к рассмотрению, если заявитель исчерпал все возможные средства защиты в судах апелляционной и кассационной инстанций или если докажет, что причины, по которым не были поданы жалобы в кассационную и апелляционную инстанцию, уважительные.
Жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Прокуратуру Республики Беларусь. Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.