Государственная регистрация и прекращение деятельности (ликвидация) субъектов хозяйствования.

Преимущества и недостатки индивидуального предпринимателя Республики Беларусь в сравнении с юридическим лицом.

№ п/п Преимущества Недостатки
1. Индивидуального предпринимателя РБ проще и дешевле зарегистрировать и прекратить его деятельность. Индивидуальный предприниматель может заниматься не всеми видами экономической деятельности.
2. ИП не должен иметь ни директора, ни бухгалтера. Для ИП существуют ограничения по количеству привлекаемых работников.
3. ИП располагается по месту проживания и ему не требуется юридический адрес. ИП несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Если юридическое лицо становится обязанным, то отвечает только принадлежащим ему имуществом, но остальным имуществом его учредитель не рискует.
4. ИП не формирует уставный фонд; может использовать особую форму налогообложения – единый налог; в упрощенном порядке ведет бухгалтерский учет; размер административной ответственности ИП, предусмотренный законодательством, меньше, чем размер ответственности юридических лиц. Чтобы передать свой бизнес другому лицу, ИП должен переоформить права на каждый объект, образующий имущество, используемое для предпринимательской деятельности. Другой вариант – зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс и произвести его отчуждение. В случае с юридическим лицом достаточно оформить акт купли-продажи доли в уставном фонде.
5. Одному физическому лицу нельзя быть одновременно несколькими индивидуальными предпринимателями. Юридических лиц можно зарегистрировать, выступив их учредителем, неограниченное количество, то есть можно для каждого вида хозяйственной деятельности или отдельного проекта открыть свое юридическое лицо, чем существенно ограничить риски.

 

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в порядке, изложенном в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, которое было утверждено Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для учредителей, являющихся иностранными организациями;

· копия документа, удостоверяющего личность,с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган (местный исполнительный комитет) представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (размер пошлины – 5 базовых величин).

Государственная регистрация юридического лица производится путем проставления в день обращения штампа на его уставе и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а индивидуальных предпринимателей – путем внесения записи в такой регистр. Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано на следующий рабочий день.

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования определяет, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

1. собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

2. хозяйственного суда в случае:

- непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

3. регистрирующего органа в случае:

- неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

Примечание.Не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Классификация, краткая характеристика правового положения юридических лиц изложены в лекции № 5.

Таким образом, хозяйственное право определяет правовое положение субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности на следующих фундаментальных принципах: верховенства права; свободы предпринимательской деятельности; равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности; неприкосновенности собственности; государственного управления экономикой; свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.