Управление товарным ассортиментом
Стратегия товара включает в себя также и формирование товарного ассортимента.
Товарный ассортимент, товарная линия — это группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок, или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен.
В условиях рынка предприятие самостоятельно принимает решение о выборе стратегии и тактики проведения товарной политики. Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или несколько товарных линий, совокупность которых представляет собой товарную номенклатуру, или товарный микс фирмы.
Товарная линия может быть короткой или длинной.
Товарная линия называется короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию.
Товарная линия называется длинной, если увеличение прибыли, возможно, за счет сужения ассортимента.
Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполнения товарной линии.
· Удлинение товарной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка и/или пытается изменить ситуацию в конкурентной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска продукции, не производимой предприятием в настоящее время.
Удлинение товарной линии может осуществляться «вниз» (выпуск более простого и дешевого товара), или «вверх» (выпуск сложном и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях.
· Наполнение товарной линии осуществляется для более полного использования производственных мощностей и поставок на рынок товаров широкой номенклатуры. Такое увеличение длины товарной линии производится благодаря расширению ассортимента товаров данной линии.
Прежде всего, должно быть принято решение о широте ассортимента.
К более широкому ассортименту обычно стремятся те компании, которые желают позиционировать себя на рынке в качестве поставщиков полного товарного ассортимента товаров, стремятся увеличить свою долю на рынке или обеспечить рост самого рынка.
Компании же, заинтересованные в получении высоких кратковременных доходов, напротив, обычно имеют суженный ассортимент, состоящий из отдельных товаров.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Товарный ассортимент – состав товаров по видам , типам, сортам, размерам, маркам, артикулам и т. п.
Ассортимент - группа товаров тесно связанная схожестью функциональных характеристик, особенностью изготовления, обращения и потребления в рамках одинакового диапазона цен.
Товарный ассортимент характеризуется:
широтой, которая зависит от количества предложенных ассортиментных групп; длинной, которая показывает общее количество товарных единиц;
глубиной, которая отображает количество позиций в каждой ассортиментной группе;
согласованностью, в основе которой соотношения между предложенными ассортиментными группами с позиции конечного использования, производственных требований, каналов распределения и т. д.
насыщенностью - общее число отдельных товаров, которые составляют товарную номенклатуру.
Совокупность ассортиментных групп товаров, которые предлагает покупателю конкретный продавец, называется товарной номенклатурой.
Она включает различные виды товаров.
Вид товара (автомобиль, мебель, станок) делится на ассортиментные группы (типы), в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей, марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Например: предприятие производит бытовую технику (холодильники, стиральные машины). Холодильники представлены одно-, двух-, трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемами и некоторыми техническими данными.
Состав (номенклатура) однотипных видов изделий называют структурой ассортимента.
Структура ассортимента продукции
Глубина | |||
Мелкая | Глубокая | ||
Ширина | Узкая | Одна модель для каждой из нескольких аналогичных групп товаров | Много моделей для каждой из нескольких аналогичных групп товаров |
Широкая | Одна модель для каждой из нескольких различающихся групп товаров | Много моделей для каждой из нескольких различающихся групп товаров |
Товарный ассортимент фирмы можно описать с точки зрения его основных характеристик: абсолютных и относительных показателей.
Широта ассортимента – общая численность ассортиментных групп Широта может быть действительной и базовой широтой.
Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество ассортиментных групп, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами и т.п.), или максимально возможное.
Коэффициент широты (Кш), который является относительной величиной и выражается как отношение действительной широты ассортимента к базовой, будет равен
Кш = Шд / Шб
Полнота ассортимента – способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты, как и показатели широты, могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель полноты (Пд) ассортимента предприятия характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров ассортиментных групп.
Базовая полнота ассортимента (Пб) – это регламентируемое стандартами, прейскурантами и т.п. количество товаров.
Тогда коэффициент полноты ассортимента (Кп), который определяется как отношение показателя действительной полноты к базовому показателю, будет равен
Кп = Пд / Пб
Следующий показатель, характеризующий ассортимент – это его устойчивость. Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же продукты. Выражается устойчивость через коэффициент устойчивости.
Коэффициент устойчивости – это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Пу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований тех же однородных групп (Пд). Т.е.
Ку = Пу / Пд
Данные роста ассортимента за анализируемый период представлены в таблице.
Таблица - Рост товарного ассортимента за 2001-2003 гг.
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Ассортимент, шт. | ||||
Прирост, шт. | х |
Из таблицы видно, что количество новых позиций в общем перечне в 2003 году составило 87. Тогда степень обновления ассортимента, которая определяется как отношение количества новых товаров к общему количеству наименований (действительной широте), будет равна
Ко = 87 / 623 = 0,14.
Все полученные показатели целесообразно отразить в таблице
Таблица 2.11 – Показатели ассортимента
Показатели | Расчет показателей | Значение показателей |
Действительная широта | Шд | |
Базовая широта | Шб | |
Коэффициент широты | Кш = Шд / Шб | 0,5 |
Действительная полнота | Пд | |
Базовая полнота | Пб | |
Коэффициент полноты | Кп = Пд / Пб | 1,2 |
Коэффициент устойчивости | Ку = Пу / Пд | 0,89 |
Коэффициент обновления | Ко | 0,14 |
Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Одним из критериев конкурентоспособности могут служить широта и полнота ассортимента.
Широта товарного ассортимента определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента и/или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из реализуемых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса. Имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.
Зачастую фирмы считают, что можно поправить неудовлетворительное финансовое положение путем введения в ассортимент нового товара. Если «старые» плохо реализуются. Попытка решить свои проблемы за счет клиента практически всегда приводит к неудаче.
Кроме того, перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, т.к. товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку.
Все решения относительно изменений в ассортименте необходимо решать только с учетом потребностей клиентов.
Итак, формирование ассортимента базируется на принципе приведения его в соответствие со спросом, что обеспечит прибыльность деятельности. Выявить товары, пользующиеся устойчивым спросом, можно с помощью маркетинговых исследований (наблюдение, опрос) и анализа реализации товаров.
По номенклатуре предлагаемых на рынок товаров ассортимент делится на основной и дополнительный.
Основной ассортимент - главная составляющая часть ассортимента, приносящая почти весь оборот капитала и прибыли фирмы.
Дополнительный ассортимент не является главным, он дополняет основной. Потребитель, не ожидая наличия товаров этого ассортимента в продаже, воспринимает это как особую нетрадиционную услугу, предоставляемую предприятием. В дополнительном ассортименте нужно продавать только товары, гарантирующие обязательную прибыль. Доля этих товаров в общем объеме выпускаемой продукции незначительна.
Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке.
Оптимизация номенклатуры изделий гарантирует предприятию стабильные условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибыли.
Так, на рынок следует выпускать товарные группы, показанные на рисунке 2:
-основную – товары, приносящие основные прибыли предприятию и находящиеся в стадии роста (А);
-поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости (Б);
-стратегическую – товары, призванные обеспечить будущие прибыли предприятия (В);
-тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости (Г).
Хотя на рынке и не присутствует группа разрабатываемых товаров (Д), она учитывается в ассортиментной политике, так как постепенно готовится к выходу на рынок. Естественно, есть и товары, уходящие с рынка. Важны соотношения данных групп на рынке, и практика показывает: основная группа составляет, как правило 73 – 85 % всех обращающихся на рынке товаров предприятия.
Рисунок 3 – Вариант оптимального ассортимента продукции
Важнейшими классификационными признаками являются темпы роста рыночного спроса, отношение доли на рынке товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента, объем инвестиций в производство товара, объём прибылей и др. Одновременно на рынке фирма продает следующие 4 группы товаров, приведенные в матрице.
Рисунок 4 – Портфельная матрица BCG
(Бостонской консультативной группы)
-- «трудный ребенок» - товары, только выходящие на рынок, приносящие незначительные прибыли и нуждающиеся в значительном инвестировании. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов;
-- «звезды» - товары, продающиеся в условиях быстро расширяющегося спроса. Дают значительные прибыли, но предопределяют потребность в финансировании. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать через снижение цены, изменение продукции, расширение ассортимента товаров;
-- «дойная корова» – товары, также активно продающиеся на рынке и дающие существенные прибыли. Эти средства могут быть направлены на финансирование «трудного ребенка» и «звезд», что отмечено на рисунке 4 пунктирной линией. «Дойная корова» не нуждается в значительных инвестициях, так как методика их производства отработана и издержки производства минимальны;
-- «собака» – наиболее уязвимые товары, которые уже не пользуются повышенным спросом и подлежат постепенному выводу с рынка. Высвободившиеся средства используются для поддержания других товаров.
Менеджеры по товарному ассортименту стремятся со временем добавлять к нему новые товары либо с целью использования избыточных производственных мощностей, либо, выполняя требование собственных торговых работников и дистрибьюторов расширить ассортимент для более полного удовлетворения покупательских запросов, либо потому, что компании необходимо расширить линейку предлагаемых товаров для повышения уровня продаж и соответственно прибыли.
Однако по мере прибавления новых товаров возрастают отдельные статьи расходов: на конструкторско-оформительские работы, на поддержание запасов товара на складах, на переоснащение производственных мощностей, на обработку заказов, транспортировку, а также затраты на продвижение новых товаров на рынок.
Следовательно, компания должна очень тщательно подходить к планированию расширения товарного ассортимента. В частности, систематическое расширение ассортимента может происходить двояко: за счет собственно расширения и за счет пополнения.
На рис..4 показано, каким образом компания может наращивать свой товарный ассортимент вниз, вверх либо в обоих направлениях одновременно.
Расширение ассортимента вниз происходит тогда, когда расположенная в верхнем сегменте рынка компания постепенно расширяет свой ассортимент в нижележащие эшелоны. Поначалу компания может войти в верхний сегмент с тем, чтобы создать своим товарам образ качественных, и лишь затем распространить свою деятельность в нижний сегмент. Расширение ассортимента вниз может оказаться и ответом на атаку на верхний сегмент, выражающимся в расширении влияния в нижнем сегменте.
Еще один вариант: компания выпускает товары, предназначенные для нижнего сектора рынка, что занять нишу, которую в противном случае могли бы занять конкуренты. В конце концов, сосредоточение на нижнем сегменте рынка может обеспечить компании более быстрый рост.
Рис. 4. Решение по расширению товарного ассортимента
Именно перечисленные выше причины побудили, скажем, корпорацию Xerox расширить свою деятельность в рыночном секторе малых копировальных аппаратов. Не смотря на то, что корпорация долгое время доминировала в сегменте больших и средних копировальных аппаратов, в конце 80-х годов оказалось, что рынок малых копировальных аппаратов развивается куда более быстрыми темпами. Компании Canon, Sharp и другие японские конкуренты вторглись в нижний сегмент рынка копировальной техники и быстро завоевали там лидирующее положение. Больше того, эти конкурирующие компании воспользовались своим успехом на рынке дешевых копировальных аппаратов для того, чтобы приступить к соревнованию с Xerox на рынке средних копировальных аппаратов. Дабы отреагировать на изменение спроса и ответить на происки конкурентов, компания Xerox представила линейку малых копировальных аппаратов.
Расширяя вниз ассортимент своих товаров, компания рискует столкнуться с несколькими проблемами. Так, предложение товаров в нижнем сегменте рынка может спровоцировать конкурентов к продвижению вверх. Дилеры компании могут не захотеть (или не смочь) работать с низкокачественными товарами (с другой стороны, такое движение способно вызвать замешательство покупателей).
Более серьезной проблемой, связанной с расширением товарного ассортимента вниз, является то, что новый товар для нижнего сегмента рынка способен поглотить продажи проявить каннибализм по отношению к товарам высокого качества, оставив компанию в гораздо худшем положении.
У компаний, действующих в нижнем сегменте рынка, может возникнуть желание прорваться повыше. Их, вполне вероятно, привлекут более высокие темпы роста или более высокие прибыли в этой части рынка, или возможность позиционировать себя как производителя полной линейки товаров.
Решение о расширении ассортимента вверх может оказаться рискованным предприятием. Конкуренты в высшем сегменте рынка не только давно и хорошо "окопались" на своих позициях — они могут перейти в контратаку, прорываясь в нижние эшелоны рынка. Больше того, потенциальные покупатели могут не поверить, что новая компания способна производить товары высокого качества. И, наконец, у торговых представителей и дистрибьюторов может просто не хватить умений и знаний для обслуживания верхнего сегмента рынка.
Компания, работающая в средней части рынка, может принять решение о расширении своего товарного ассортимента и вверх, и вниз одновременно. Так, используя стратегию двустороннего расширения ассортимента, корпорация Sony смогла завоевать лидирующие позиции на мировом рынке персональных аудиоплейеров.
Насыщение товарного ассортимента. Вместо распространения деятельности на нижний или верхний сегмент рынка компания может насытить ассортимент выпускаемых товаров, добавляя к ней новые изделия. Есть несколько причин насыщения товарного ассортимента: стремление к дополнительной прибыли, попытка удовлетворить дилеров, желание задействовать избыточные производственные мощности, попытки стать ведущей компанией с исчерпывающим ассортиментом и, наконец, стремление ликвидировать пробелы в ассортименте, чтобы сдержать натиск конкурентов. Однако следует отметить, что перенасыщение ассортимента приводит к "поеданию" одних товаров другими и может смутить покупателя - из чего следует лишь, что компании нужно обязательно убедиться, что новые модели значительно отличаются от существующих.
В некоторых случаях длина линейки выпускаемых товаров оказывается вполне достаточной, а вот само качество товара требует либо модернизации существующих моделей, либо создания совершенно новых. Компания может обновлять либо отдельные товары, либо всю ассортиментную линейку целиком. Постепенное обновление позволяет компании определить реакцию покупателей и оптовых продавцов на новый стиль до внесения изменений в весь ассортимент; кроме того, оно позволяет снизить текущие расходы компании. Серьёзным недостатком постепенного обновления является то, что оно не пройдет мимо внимания конкурентов, которые займутся модернизацией своего собственного ассортимента.
Некоторые компании могут предлагать не одну, а несколько ассортиментных групп товаров, которые образуют товарную номенклатуру. Скажем, товарная номенклатура компании по производству косметики может включать в себя четыре основных линейки товаров — косметику, ювелирные изделия, модную одежду и бытовые товары — при этом ассортимент каждой из них будет складываться из нескольких товаров (или товарных подгрупп). Возьмем, например, косметику: товары этой группы можно разбить на несколько групп — губную помаду, пудру, лак для ногтей, тени для век и т.д. Каждая подгруппа будет содержать несколько единиц товара. Допустим, подгруппа теней для век содержит линию товаров, начиная с теней различного цвета и заканчивая средствами, отличающимися способом применения (в виде карандаша, шарикового апликатора, пудры и т.п.).
Товарная номенклатура (товарный микс), как совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия, длина — общим числом конкретных товаров фирмы, глубина — числом вариантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность — степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров.
Товарная номенклатура должна постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем, чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Такая балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.
При разработке товарной номенклатуры могут потребоваться решения, связанные с установлением количества предлагаемых товаров, товарных линий, их ширины и глубины, с сохранением или расширением существующей структуры товарного предложения. Соответственно потребуется решить, какую структуру товарного микса следует принять в зависимости от числа товарных линий, отдельных товаров, а также от ширины и глубины товарной номенклатуры.
Так, для товарного микса, в котором число товарных линий равно 3, а общее число товаров — 9, глубина товарной линии А равна 4, товарной линии Б — 2, товарной линии В - 3, средняя глубина товарной номенклатуры составит 4 товара фирмы (рис. 5).
Глубина товарной номенклатуры | Ширина товарной номенклатуры | |
Товарная линия А | Товарная линия Б | Товарная линия В |
Товар A1 | Товар B1 | Товар B1 |
Товар А2 | Товар В2 | |
Товар А3 | Товар Б2 | Товар В3 |
Товар А4 |
Рис. 5. Структура товарного микса
Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.
Таким образом, фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.
Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного микса (рис. 6.):
· инновация товара;
· вариация товара;
· элиминация товара.
Стратегия инновации товара определяет программу разработки и внедрения новых товаров. Однако выражение "новый товар" имеет самое различное толкование и используется как для обозначения усовершенствования, обновления существующих товаров, так и для характеристики абсолютно новых потребительских благ, которые впервые предоставляются потребителям.
Товарные стратегии фирмы
Стратегия инновации товара
Стратегия вариации товара
Стратегия элиминации товара
Дифференциация товара
Диверсификация товара функциональных свойств Вариация физических свойств
Вариация дизайна товара
Вариация функциональных свойств
Вариация имиджа
Вариация имени, марки
Вариация обеспечения дополнительных эффектов
Рис. 6. Товарные стратегии фирмы
Необходимо правильно оценить значимость и назначение инновации, так как от этого зависит качество оценки риска, связанного с ее внедрением.
Инновация в существующих теории и практике является синонимом понятий "нововведение" и "новшество".
Она может быть представлена новыми продуктом или услугой, способом их производства и сбыта, новшеством в организационной, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой и других сферах деятельности.
Инновации классифицируют:
· по степени их новизны для фирмы;
· по степени новизны для рынка и потребителя (интенсивность инноваций);
· по характеру идеи, с которой связано появление инновации (технологическая или маркетинговая).
Так, по степени новизны для фирмы различают товары мировой новизны и новые для фирмы. Установлено, что мировой новизной обладает малая часть нововведений (10%), а большинство инноваций (70%) связано с обновлением, расширением, модификацией имеющейся гаммы товаров:
Товары мировой новизны 10
Товары, новые для фирмы 20
Расширение имеющейся гаммы товаров 26
Обновленные товары 26
Изменение позиционирования товара 7
Сокращение издержек (производственная инновация) 11
Итого 100
Инновация товара понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых продуктов.
Инновация товара является основой устойчивой и стабильной деятельности предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассортимента обусловлена следующими внешними и внутренними факторами окружающей среды:
· внутренние факторы - необходимость надежного функционирования, снижения затрат, распределения риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой;
· внешние факторы - развитие техники и технологий, развитие рынка производительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.
· Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсификацию товара.
Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров-конкурентов.
В отечественной и переводной зарубежной литературе для выражения этого понятия применяются два термина: "дифференциация" и "дифференцирование". По своему содержанию они могут рассматриваться как синонимы, так как в переводе с английского языка «differentiation» означает: 1) дифференциация; 2) дифференцирование, различие.
С нашей точки зрения, при характеристике явлений и процессов по их функциональному, качественному различиям (что относится и к продукции) более правильно применять термин "дифференциация", а при рассмотрении явлений и процессов во времени и пространстве - термин "дифференцирование" (например, дифференцирование времени работы и т.п.).
Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия.
Концептуально дифференциация — это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты рынка.
Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.
В маркетинге под дифференциацией товара понимают разработку и подготовку к продаже, выводу на рынок вариантов товара, дополнительных к уже имеющимся на рынке, дифференциация может осуществляться по двум направлениям: сосредоточение на возможностях своего товара (изменение упаковки, цены, вывод на вторичный рынок) и учет характера товарного предложения конкурентов (цена, каналы сбыта, имидж и т.д.).
Ф. Котлер наряду с дифференциацией товара выделяет также дифференциацию услуг, персонала, каналов распределения и имиджа.
Дифференциация товара осуществляется по следующим факторам: дополнительные возможности товара; эффективность использования товара; комфортность; надежность; стиль и дизайн товара.
Дополнительные возможности могут предоставляться предприятием с ориентацией на предложения и потребности потребителей товара или выноситься на рынок как самостоятельно стандартизированный комплекс нововведений в виде дополнительных характеристик и усовершенствований, которые расширяют основную функцию товара. Одним из основных способов изучения дополнительных возможностей является спрос покупателей.
Эффективность использования товара основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм-конкурентов. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т.е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности использования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей.
Уровень комфортности — относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве товара, а оценивается в потреблении. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оценка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы-производителя товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.
Надежность товара характеризуется его свойством выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара — это комплексный показатель функционирования продукта. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара и т.д.
Долговечность товара — это свойство товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе эксплуатационного обслуживания и ремонтов. Долговечность определяет для покупателя предполагаемую продолжительность нормальной эксплуатации, использования товара. При оценке долговечности товара следует учитывать его назначение и обращать внимание на сроки его физического и морального износа.
Ремонтопригодность товара - важнейшая характеристика товара, связанная с возможностью предупреждения и обнаружения причин возникновения его отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность товара отражает уровень будущих (после приобретения) в период его эксплуатации затрат потребителя на восстановление работоспособности вышедшего из строя продукта. Чем меньше забот и затрат потребитель будет иметь при использовании товара, чем выше уровень до- и послепродажного обслуживания тем выше для потребителя уровень ремонтопригодности товара.
Существенным свойством товара, которое также может определять его дополнительные возможности, является безопасность товара. Это свойство товара отражает недопустимость ситуаций, опасных для людей и окружающей среды. Например, защита от поражения электрическим током при использовании электроприборов или утилизация отходов, имеющих место при использовании продуктов питания и промышленных товаров.
Дизайн товара является перспективным способом дифференциации товара и услуг предприятия или организации. Он характеризует внешний вид и функции товара, которые предназначены для удовлетворения конкретной потребности покупателя. Следует иметь в виду, что дизайн создается не на стадии подготовки товара к продаже. Он формируется на всех стадиях жизненного цикла изделия и товара. Уже на стадии разработки товара, при осуществлении маркетинговых исследований, определении назначения товара определяются внешний вид товара, характеристики его функциональности, экологичности и эстетичности. Также на стадии разработки товара учитываются требования покупателя к виду и функциям товара. Хороший дизайн обеспечивает привлекательность товара для потребителя, способствует росту объема продаж; и имиджу фирмы, а также снижению затрат при производстве и распределении товара. При разработке дизайна каждая фирма должна ориентироваться не только на основные принципы формирования дизайна, но и на возможности фирмы и иерархию потребителей, которым предлагается или будет предлагаться конкретный товар.
На практике нередки случаи, когда дифференцирование товара за счет расширения диапазона его физических свойств и качеств затруднено. В таких ситуациях используют дифференциацию услуг, те. увеличивают количество н улучшают качество сопровождающих товар услуг. Основными показателями, которые могут определять уровень дифференцирования услуг, могут быть простота оформления заказа, доставки, установка товара, обучение и консультирование покупателей и потребителей, обслуживание и ремонт.
Кроме рассмотренных способов создания фирмой конкурентных преимуществ и формирования привлекательности товара на рынке могут быть и такие, как дифференцирование персонала, дифференцирование каналов распределения, дифференцирование имиджа.
Диверсификация товаразанимает особое место в товарной политике фирмы. Эта стратегия применяется, когда фирма начинает производить дополнительные товары, которые планируется предложить на новые рынки сбыта. Диверсификация выступает как эффективное средство для обеспечения роста устойчивости деятельности фирмы.
С помощью диверсификации фирма может получить хорошие результаты по возрождению оборота и прибыли благодаря новым товарным предложениям для новых рынков, что в конечном счете способствует, кроме всего прочего, эффективной политике по снижению предпринимательского риска.
При проведении диверсификации возможно изменение как товара, так и рынков или их комбинации. Для определения стратегических альтернатив при поиске способов освоения целевых рынков используется матрица "товар-рынок", предложенная И. Ансоффом в 1966 г. (табл. 3).
Таблица 3 Альтернативные стратегии освоения источников роста преимуществ фирмы
Товары
Существующие
Рынки
Существующие
Проникновение на рынок:
интенсификация сбыта
- поиск новых покупателей
- вытеснение конкурентов
развитие (расширение) сферы потребления товара
Новые
Развитие рынка: новые рынки новые регионы сбыта
международные рынки
создание новых областей использования товара
Новые
Развитие товара:
разработка новых товаров собственными силами
- развитие контрактов
- лицензия
обмен продуктами
Диверсификация:
- горизонтальная
- вертикальная
- концентрическая
Как видно, возможны четыре базовые стратегии освоения источников роста преимуществ фирмы: проникновение на рынок; развитие товара; развитие рынка и диверсификация.
Диверсификация позволяет устранять отклонения между текущими и стратегическими показателями объема продаж и дохода, устранение достигается введением нового товара на существующие рынки, что обеспечивает закрытие одного из видов стратегического разрыва и устойчивое положение предприятия в конкурентной среде.
Различают три типа диверсификации: горизонтальная, вертикальная и концентрическая.
Горизонтальная диверсификация означает производство таких новых товаров, которые настолько близки по производственно-техническим, снабженческим и сбытовым условиям производства существующих товаров, что возможно использование существующих сырья и материала, персонала, каналов и связей на рынке. Например, Сбербанк Украины расширяет ассортимент своих услуг путем введения услуги по страхованию; концерн «Оболонь» предлагает производство пива, воды, лимонада и других прохладительных напитков.
Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной программы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства являющихся составной частью товаров, которые фирма производит в настоящее время. Например, магазин, специализирующийся на продаже мясных продуктов, поддерживает производство по селекции и выращиванию скота.
Концентрическая диверсификация предполагает производство новых товаров, которые для предприятия являются совершенно новыми и не имеют технического и коммерческого отношения к продукции, которую производит фирма в настоящее время. Например, шахта им. Засядько добывает уголь и выращивает, реализуя через собственную сбытовую сеть, сельхозпродукцию.
На практике диверсификация реализуется с помощью не только развития продукта, но и приобретения лицензий, покупки предприятий, кооперации (например, создание совместных предприятий) (рис. 7).
Каждый из способов диверсификации имеет свои достоинства и недостатки (табл. 4). Выбор конкретного способа диверсификации зависит от различных факторов, среди которых наиболее существенными являются наличие финансовых средств и определенного имиджа предприятия среди рыночных субъектов, бизнес-партнеров, а также срок, за который фирма желает осуществить диверсификацию.
Диверсификация
Развитие товара
Приобретение лицензии
Покупка предприятия
Кооперация
Собственными силами
Развитие контра тов
Производственные лицензии
Лицеизии по распределению товара
Покупка производственной фирмы
Покупка развивающегося предприятия
Обмен товарами
Совместные предприятия
Рис. 7. Способы проведения диверсификации
Если предприятие не имеет возможности ждать, то при наличии достаточных финансовых средств оно может приобрести функционирующую фирму. Если установлено, что усиление позиций на рынке возможно только благодаря кооперированию, то вполне реально создание совместного предприятия. Следует иметь в виду, что развитие товара, как правило, связано с риском и длится более продолжительное время.
Однако часто такой способ диверсификации, как разработка, развитие товара, является единственно возможным, особенно, когда разрабатывается абсолютно новый товар. Это целесообразно, когда ставится цель достижения преимуществ перед имеющимися конкурентами или их опережения.