Тема 6. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Основные вопросы:

1 Формы и системы оплаты труда

2 Учет численности персонала гостиницы и турфирмы.

3 Учет расчетов с персоналом гостиницы и турфирм по оплате труда

 

1. Основным источником дохода является заработная плата.

Заработная плата – это оплата за работу, выполняемую работником в соответствии с объемом, установленным трудовым договором и должностной инструкцией. Труд работников мо­жет оплачиваться по­временно, сдельно или по иным системам оп­латы труда. Оплата может производиться за индивидуальные и/или коллективные результаты труда. Для усиления мате­риальной заинтере­сованности работни­ков в повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год и другие формы материального поощрения.

Оплата труда подразделяются:

§ Основная;

§ Дополнительная

В практике организации оплаты труда используются две основ­ные формы оплаты труда - повременная и сдельная.

Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой за­работная плата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное им рабочее время.

В дополнение к основным тарифам и ставкам могут использоваться различные системы надбавок и премий.

Системами повременной формы оплаты труда являются:

§ простая повременная оплата труда – называется по присвоенной ему тарифной ставке или окладу за отработанное время;

§ повременно-премиальная оплата труда – оплата труда, дополненная премированием за выполнение установленных конкретных количественных и качественных показателей рабочих.

Сдельная оплата труда – оплата труда, размер, которой зависит от количества изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками.

К общей сумме оплате труда относятся также:

§ выплаты стимулирующего характера;

§ выплата комиссионного характера

2. Оплата труда в организациях независимо от форм собственности регулируется законодательством РК.

Принципы организации учета труда в турфирмах и гостиницах построиться в соответствие с нормативной базой по оплате труда и ведению бухгалтерского учета. В организации ведется учет численности работников, отработанного времени и выработки. Порядок расчета оплаты труда, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций, а также удержаний из заработной платы, осуществляется в порядке, установленным законодательством РК. Подробнее основные принципы будут изложены в следующих разделах.

Унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда являются следующие:

1. «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу».;

2 «Личная карточка работника»..

3 «Штатное расписание».

4 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу».

5 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику».

6 «График отпусков».

7. «Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником».

8 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку».

9 «Командировочное удостоверение».

10 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника».

Учет труда в турфирмах и гостиницах осуществляет менеджер по управлению персоналом. В случае возникновения свободных вакансий, менеджер проводит собеседование с соискателями вакантных мест. На работников, прошедших конкурсный отбор, по их письменному заявлению о приеме на работу на имя генерального директора оформляется приказ по организации с грифом «по личному составу», который затем подписывается руководителем организации. На основании приказа о приеме на работу на вновь принятых работников заводится «Личная карточка работника». Впоследствии все передвижения работников, работающих в данной организации, отмечаются в этой карточке.

Любое движение работников – увольнение, внутренне совмещение, исполнение обязанностей временно отсутствующих работников, отпуск и т.д. оформляется приказом генерального директора.

Ежедневный контроль за явкой офисных работников осуществляет менеджер по управлению персоналом. Указанными лицами в конце текущего месяца составляется табель учета использования рабочего времени, который затем подписывается руководителем организации, после чего 25 числа сдается в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Табель учета использования рабочего времени применятся для учета использования рабочего времени работников организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду.

В связи со сменным характером работы водителей и диспетчеров на эту категорию работников начальником гаража ежемесячно составляются графики сменности, которые утверждаются руководителем организации.

Согласно действующему законодательству графики сменности должны доводиться до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В турфирме и гостинице данное положение не соблюдается, графики сменности, как правило, составляются в конце текущего месяца и соответственно доводятся до работников в последних числах текущего месяца. Руководство организации при этом не считает, что тем самым нарушают законодательство, по их мнению и мнению работников со сменным характером работы составлять график сменности в конце месяца наиболее оптимальный вариант, так как при более сжатом отрезке времени проще учесть пожелания работников.

Из этого эпизода можно сделать вывод, что планируя работу организации, руководство прежде всего соблюдает интересы своих работников, что является далеко не худшим вариантом общего построения работы организации, по-видимому именно этим фактором объясняется отсутствие текучести кадров в турфирмах и гостиницах .

Таким образом, основные принципы организации труда в турфирмах и гостиницах построены в соответствие с действующей нормативно-законодательной базой РК.

3.Бухгалтерия предприятия осуществляет не только расчет сумм причитающейся работникам заработной платы, премий, пособий, но и организует учет этих сумм на счетах бухгалтерского учета.

Счета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими. К ним относится счет 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда». Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.

По кредиту счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда»отражаются суммы:

- оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

- оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

- начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм, - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

По дебету счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Общая корреспонденция счетов указана ниже:

 

Начисление заработной платы работникам
Удерживание индивидуального подоходного налога
Удерживание обязательных отчислений в пенсионный фонд
Удерживание из заработной платы алиментов
Удерживание из заработной платы в счет возмещения причиненного им ущерба, подотчетных сумм, а также сумм выданных займов работнику – заемщику
Перечисление сумм оплаты труда на карт – счета работников, а также выплаты сумм оплаты труда из кассы

 

Для получения детальных, подробных, расчлененных (аналитических) данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета.

Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов, называются аналитическими. Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим.

Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов. Следовательно, между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь, которая проявляется в следующем. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равными остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета, например «Касса», «Расчетные счета» и др. Счета, не требующие такого ведения, называются простыми. Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными. Именно к таким счетам относит счет «Расчеты с персоналом по оплате труда», т.к. в дополнение синтетического счета следует открывать аналитический счет на каждого работника организации.

Основным учетным регистром, используемым для оформления расчетов по заработной плате является расчетная платежная ведомость – это сводный документ, содержащий сведения о начальной заработной плате и других выплатах работникам предприятия.

Из заработной платы работников удерживаются:

§ индивидуальный подоходный налог по установленной ставке – 10% и учитываются на счете 3120 «ИПН». При этом удержание ИПН отражается по Дебет 3350 Кредит 3120

§ накопительный пенсионный фонд – 10% и учитываются на счете 3220 «Обязательства по пенсионным отчислениям». При этом удержание обязательных пенсионных взносов отражается Дт 3350 Кт 3220.

Из фонда оплаты труда рассчитывается и уплачивается в бюджет социальный налог по максимальной ставке 20%.

Работодатель обязан выпла­чивать компенсацию в размере среднемесячной заработной платы в случае прекращения трудовых отношений по причинам:

- ликвидации юридического лица, прекращения деятельности работодателя (физи­ческого лица) (п.1 СТ.26 Закона "О труде");

- сокращении численности или штата работников (п.2 cт 26 Закона "О труде'');

- призыве работника на военную службу по предъявлении документа в трех­дневный срок (пп.1 СТ.30 Закона "О труде").

Бухгалтерский учет расчетов с сотрудниками состоит из не­скольких этапов:

1. Начисление и удержание из суммы начисленных работнику доходов обязательных пенсионных взносов, которые необхо­димо перечислить в накопительный пенсионный фонд.

Д-т 3350 К-т 3220

2. Начисление и удержание из заработной платы индивидуального подоходного налога, который необходимо перечислить в бюджет.

Д-т 3350 К-т 3120

3. Отражение в учете прочих удержаний из заработной платы (алиментов, возмещение недостачи и т.д.).

Д-т 3350 К-т 3390

4. Исчисление и отнесение на расходы предприятия социально­го налога.

Д-т 7110, 7210, 8110, 8210, 8310, 8410 К-т 3150

5. Перечисление обязательных пенсионных взносов в накопи­тельные пенсионные фонды.

Д-т 3220 К-т 1030

6. Перечисление социального и индивидуального подоходного налогов в бюджет.

Д-т 3150 К-т 1030

Д-т 3120 К-т 1030

7 Составление налоговой отчетности по индивидуальному по­доходному налогу, социальному налогу и обязательным пенсионным взносам.

Оклады сотрудниковберутся бухгалтером из штатного расписа­ния или приказов о приеме на работу.

Число рабочих дней в месяцеопределяется исходя из того, ка­кой режим труда используется: пятидневка или шестидневка. Для того чтобы не считать каждый раз эти дни по календарю, можно использовать так называемый баланс производственного време­ни, который ежегодно публикуется на страницах журнала "Бюл­летень бухгалтера".

Число фактически отработанных дней каждым из сотрудни­ковберется из графы 32 табеля учета рабочего времени.

 


7. Виды расчетов с клиентами гостиниц и их учет

 

Ключевые слова – займы, поставщики, налоги, заемные средства, расчеты

Основные вопросы:

1. Обязательство и источники его возникновения

2. Учет займов

3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

4. Учет расчетов с бюджетом

5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

 

1.Обязательство - существующая задолженность, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов (денежных средств), содержащих экономическую выгоду.

Сумма обязательства измеряется как текущая стоимость всех будущих денежных выплат. Обязательство включает в себя основную сумму долга и процент.

Необходимо различать существующее и будущее обязательства (намерения).

Обязательство определяется следующими характерными признаками:

- должно иметь место в настоящем и являться следствием прошлых фактов хозяйст­венной жизни, например, таких, как приобретение товаров или услуг, причиненные или предполагаемые убытки, за которые организация несет ответственность;

- выступать в качестве кредиторской задолженности, если оно связано с необходимо­стью будущих платежей, с целью сохранения хозяйственных связей организации или в соответствии с нормальным ходом предпринимательской деятельности;

- должно быть выполнено с неизбежностью, но это не означает, что оно должно полу­чить точную оценку, так как будущие платежи носят вероятный характер;

- срок выполнения обязательства должен быть определен, хотя точная дата может быть неизвестна. Он может быть продлен благодаря принятию новых обязательств или обя­зательство может быть аннулировано конвертацией в акции. Тем не менее, это не мо­жет влиять на квалификацию обязательства как кредиторской задолженности;

- субъект, в отношении которого возникло долговое обязательство, должен быть идентифицирован как отдельное лицо или как группа лиц.

Обязательства (кредиторская задолженность) обычно оценива­ются суммой денег, необходимой для оплаты долга или в условиях рынка стоимостью това­ров и услуг, которые необходимо предоставить. Для большинства обязательств сумма всегда известна, но для некоторых она должна быть рассчитана. Например, торговая компания, продающая автомобили с годичной гарантией, должна обеспечивать поставку запчастей и обслуживание в течение года. В этом случае существует обязательство по гарантии (потому что продажа состоялась), сумму которого необходимо рассчитать и отразить вфинансовой отчетности.

Урегулирование обязательства осуществляется следующими способами: выплатой денежных средств; передачей активов; предоставлением услуг; заменой одного обязательства другим; переводом обязательства в капитал.