Инвестиционная деятельность в России и в Пензенской области.
Проблемы и механизмы привлечения инвестиций.
Инвестирование в отрасли нефтяной и газовой промышленности является наиболее эффективным. Строительство автомобильных дорог остаётся приоритетным направлением для вложения средств из бюджетов разных уровней
Инвестирование в отрасли промышленности находится на критично низком уровне. Существует ряд проблем связанных с инвестированием в Россию:
1. Отсутствие благоприятных условий для повышения притока инвестиций в российские регионы из-за несовершенных нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в России.
Механизмы решения:
а) детализация принятых законов;
б) активное использование фондового рынка.
2. недостаточная информация на международных рынках о российских инвестиционных проектах.
Механизмы решения:
а) поставить активность российских предприятий во всех всевозможных выставках;
б) налаживать зарубежные связи, проводить международные конференции, симпозиумы.
3. недостаточность проработки вопросов предоставления гарантий возврата капитала.
Механизмы решения:
а) необходимо разработать механизм вывода предприятия из кризиса;
б) Предоставление льгот по налогообложению тех предприятий, которые осуществляют инвестиции.
4. несовершенность механизма обоснования и привлечения инвестиций.
Механизмы решения:
а) комплексная проработка бизнес плана инвестиционных проектов;
б) разработка мероприятий по управлению инвестиционным проектом;
в) разработка механизмов привлечения инвесторов.
В последние годы в России сложилась тенденция к инвестиции инвестиционной деятельности, однако по рейтингу инвестиционной привлекательности, который каждый год проводит журнал. Россия в 1998 г была на 17-ом месте , к 2000 г Россия занимает 99 место , в настоящее время 70-ое.
Одной из основных причин инвестиционной непривлекательности России это недостаточный темп структурной перестройки экономики.
На многих российских предприятиях производственные мощности и ОПФ изношены более чем на 50% и морально устарели, это свидетельствует о снижении темпов роста инвестиций в основной капитал.
В последние годы российская экономика развивается по пути усиления промышленности отдельных регионов.
Весьма значительная диферинциализация и неравномерного распределения естественных и трудовых ресурсов, уровня экономического развития определяют следующие классификации регионов:
1. Первая группа, к таким регионам относятся обширные территории, охватывающие северо-восточную часть Европы и север Азии с низкой плотностью населения, с суровым климатом, богатыми разнообразными природными ресурсами. Такие регионы называют «экономическими изюминками», их характеризуют:
а) экспортно-ориентированные, сырьевые, металлургические и транспортные регионы;
б) богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности;
в) отдалённые северные и восточные регионы.
2. Вторая группа регионов, «голубые фишки» - группа лидеров инвестиционного рынка, к ним относятся:
а) регионы столичного типа с диверсифицированной экономикой и растущим финансовым сектором (Москва, Санкт-Питербург);
б) регионы, взявшие курс на формирование экономических реформ с крупной промышленностью (Самара).
3. Третья группа регионов, «белые воротнички» - это такие регионы, где сконцентрировано большёе количество высококвалифицированных трудовых ресурсов, при ограниченных природных ресурсах и малой инвестиционной привлекательностью:
а) регионы, проводящие политику мягкого вхождения в рынок;
б) кризисные или депрессивные регионы со спецификацией на лесной промышленности, оборонном производстве;
в) экономически слаборазвитые периферийные регионы зависящих и федерального центра.
Удельный вес по объему финансирования:
«Голубые фишки» -80%
«Белые воротнички» -5%
«Изюминки» -15%
Удельный вес регионов по территории:
«Белые воротнички» -40%
«Изюминки» -50%
«Голубые фишки» -10%
Удельный вес по объёму производства:
«Белые воротнички» -50%
«Голубые фишки» -40%
«Изюминки» -10%
Инвестирование в дорожное хозяйство по направлениям:
1. ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог;
2. ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог;
3. строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог;
4. строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог;
5. государственно-частное партнёрство при строительстве автомобильных дорог;
6. строительство и реконструкция внеклассных мостов;
7. модернизация производственной базы;
8. повышение безопасности дорожного движения;
9. научно-техническое и инновационное обеспечение;
10. техническое регулирование дорожного хозяйства и портативно-техническое обеспечение;
11. информационное обеспечение дорожного хозяйства;
12. повышение эффективности системы управления дорожным хозяйством;
13. снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.
В последние годы финансирование дорожного хозяйства в России устойчиво снижалось, инвестиции на федеральные и территориальные дороги колебались в пределах от 2,9% до 1,4% от ВВП.
В развитых странах данный показатель составляет 3-4% от ВВП, исключение США и Япония там расходы на дорожное хозяйство составляет 1,1-1,5 ВВП.
Финансирование работ по федеральным автомобильным дорогам в настоящее время осуществляется за счёт средств федерального бюджета, в том числе за счёт кредитов ЕБРР, которые привлекаются под гарантии государства и входят в бюджетную программу внешних заимствований.
Финансирование территориальных автомобильных дорог осуществляется за счёт средств региональных бюджетов, а также субсидий и субвенций.
Механизм финансирования дорожного хозяйства Российской Федерации до 2000г был регламентирован федеральным законом «о дорожных фондах в РФ», который устанавливает источники финансирования территориальных и федеральных дорожных фондов, а также прядок их использования.
Средства этих целевых внебюджетных фондов имеет специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог.
С 2005г при поддержке депутатов государственной думы ситуация с финансированием дорожного хозяйства стала улучшаться.
В настоящее время финансирование дорожного хозяйства составляет 120 млрд. в год. Таким образом, создание системы финансирования дорожного хозяйства предусматривающий своевременное и достаточное поступление финансовых ресурсов для сохранения, обеспечения устойчивого финансирования и развития сети, автомобильных дорог является важнейшей задачей на ближайшую перспективу.