Объектом является личность в системе социально- культурных связей и отношений.

Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека, предметом социально-культурной деятельности, является преимущественно процесс постижения индивидом результатов культуротворческой. культуросоздающей деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры.

Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания. /8. с. 89-97/.

Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентированной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания, развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы.

 

В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология» В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию».

Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры

Иными словами, предмет социально-культурной деятельности представляет собой процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной, творческой деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В социально-культурной деятельности на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры -уровень общения различных социальных групп и общностей, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах СКД как научной дисциплины. Её предметом выступает процесс включения личности в культуроформирующую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры.

Остановимся на самом понятии «социально-культурная деятельность»

Для этого воспользуемся сводной таблицей, разработанной профессором В.В. Туевым, в которую собраны наиболее известные определения социально-культурной деятельности [104, с. 15].