Главные мотиваторы и регуляторы мотивации
Таблица 6.1
Регуляторы мотивации | ||
1. рабочая среда | 2. вознаграждение | 3. безопасность |
Рабочее место Уровень шума Фоновое звучание музыки Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы | Зарплата и прочие выплаты Выходные Дополнительные выгоды Система медобслуживания Социальные проблемы | Риск стать лишним Ощущение своей принадлежности к компании Уважение и одобрение Стиль управления Отношения с окружающими Сведения о том, как в компании обращаются с работниками |
Главные мотиваторы | ||
4. личное развитие | 5. чувство причастности | 6. интерес и вызов |
Ответственность Экспериментирование Новый опыт Возможности для обучения Обратная связь Владение | Подача информации Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство | Интересные проекты Развивающий опыт Возрастающая ответственность Обратная связь с продвижением к цели |
Для снижения уровня неудовлетворенности у работников руководители должны улучшать положение с регуляторами мотивации, а для повышения уровня удовлетворенности – усиливать главные мотиваторы.
Побуждение является поведенческим проявлением потребностей и с центрировано на достижении цели. Целью в данном случае является средство удовлетворения потребности.
Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Стелен удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт называют Закон Результата.
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то руководители должны создавать такие ситуации, которые бы позволили людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Во всех случаях знание истинных мотивов поведения работника поможет избежать потери хорошего специалиста, предупредить возможный конфликт в коллективе.
Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека: усилие, старание, настойчивость, добросовестность и направленность.
Усилие –одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия (например, может браться за сложную работу, а может взять работу полегче). Это зависит от того, насколько работник мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Старание –выполняя одну и ту же роль в организации человек может по-разному работать: он может безразлично относиться к качеству своего труда, а может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, стремиться к повышению квалификации и совершенствованию своих способностей.
Настойчивостьв стремлении продолжать и развивать начатое дело – нередко люди, которые имели очень хорошие результаты деятельности вначале, быстро теряют интерес к начатому делу, сокращают свои усилия и меньше стараются. Работник, который выдвигает прекрасные идеи, но ничего не делает для их выполнения, невольно наносит ущерб коллективу, так как это оборачивается для организации упущенными возможностями.
Добросовестность при исполнении работы – означает ответственность. Обладая высокой квалификацией и обширными знаниями, являясь способным работником, человек может много работать, но относиться к своим обязанностям безответственно, таким образом сводя на нет все положительные результаты своей деятельности.
Направленность –указывает на то, к чему стремится человек, осуществляя определенные действия: человек может выполнять свою работу с целью получить определенное моральное или материальное удовлетворение, а может стремиться помочь своей организации добиться ее целей. С точки зрения управления важно уметь с помощью мотивирования ориентировать действия человека в направлении определенных целей.