Виды и средства коммуникации
Рисунок 5.1 Модель, представляющая элементы процесса коммуникации.
Процесс коммуникации
Процесс коммуникации –это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Менеджеру необходимо разбираться в том , как действует коммуникация. Процесс этот включает в себя девять составляющих элементов, показанных на модели в Рисунке 1.
1. Отправитель – это лицо, собирающее информацию и передающее ее; он кодирует информацию.
Отправителем может быть любой сотрудник, имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
2. Кодирование - это процесс представления мысли в символической (знаковой) форме.
При кодировании происходит перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык общения.
3. Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.
В результате кодирования формируется сообщение, послание, содержащее данные с определенным значением, которые отправитель хочет передать желаемому получателю.
Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
4. Средства распространения информации - каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
В качестве каналов используются сама среда (например, воздух, свет, вода) и различные технические устройства (например, линии связи, электромагнитные волны). Информация может передаваться путем личного общения, групповых встреч, телефонных переговоров, передачи сообщений по факсу, подготовки и передачи докладных и служебных записок, различных документов, с помощью графиков производства и отгрузки продукции, электронной почты, телеконференций, радиотрансляции.
5. Расшифровка (декодирование) - процесс, в ходе которого получатель придает символам, переданным отправителем реальный смысл.
Декодирование включает восприятие сообщения получателем (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Коммуникация успешна, когда получатель получил, понял и принял отправленное сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.
6. Получатель – это лицо, которому предназначена информация; он расшифровывает закодированную информацию.
7. Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
8. Обратная связь - часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. Когда получатель отвечает отправителю, роли сторон меняются. Обратная связь должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения.
Обратная связь выражается в словах (произнесённых и написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент (от лат. принимающий) получил и понял информацию.
Обратная связь способна принимать разные формы. Как указывает американский исследователь К. Киллен, «Она может носить форму не только слова, но и улыбки, пожатия руки, смущённого взгляда, хорошего обеда для мужа, наказания сына отцом или результата контрольной работы в классе».
Теперь рассмотрим проявление обратной связи в организационных системах.
Характеристики эффективной обратной связи в организационном взаимодействии:
1) направлена на улучшение действий членов организации;
2) благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;
3) устанавливает, в чем неполадки коммуникации и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
4) носит незамедлительный характер;
5) характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
6) эффективная обратная связь должна быть надежной.
Эффективной обратной связи можно достигнуть лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами организации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников.
Речь идёт о важном условии продуктивности обратной связи - «внимание к людям». К. Киллен: «Вам необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем вы контактируете. Научитесь замечать и понимать выражение глаз, интонации голоса и изменение положения тела. Внимательно прислушиваетесь ко всему, что сказано, и думайте о том, что осталось невысказанным».
Установление благоприятных отношений с подчиненными помогает руководителю реализовывать и другое условие поддержание эффективной обратной связи, а именно подбирать конкретные способы её применения. Считается, что наиболее подходящим для них является личная беседа.
Каналы обратной связи в российских компаниях самые разнообразные:
♦ негласные информаторы среди сотрудников;
♦ горячие информационные линии (пейджер, телефон);
♦ периодические опросы;
♦ анкетирование;
♦ коллективные обсуждения.
В большинстве российских компаний комбинируют различные способы информирования.
Ниже приводятся ответы на вопрос: «Как вы узнаете, что происходит на нижних уровнях вашей компании?» Респонденты отвечали следующим образом:
♦ используем различные методики оценки психологического климата в коллективе — 16,12%;
♦у нас есть информаторы среди сотрудников — 25,81%;
♦сотрудники напрямую обращаются к топ-менеджеру — 41, 94%;
♦ у нас есть «горячая линия», на которую сотрудник может позвонить и сообщить любую информацию — 3,23%;
♦ у нас есть специальный ящик для жалоб и предложений — 3,23%;
♦ используем другие методы — 9,67%.1
Помехи - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажение информации, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель. Естественные помехи могут отвлекать и снижать успех связи. Например, если неудобно сидеть, плохое освещение, не та температура, которая нужна.
Помехи могут быть также вызваны:
1) непониманием получателем языка;
2) тем, что отправитель выбрал языковые средства или стиль, которые вызывают «эмоциональные помехи», мешающие восприятию сообщения;
3) несоответствующей визуальной информацией, например, слайдами или таблицами, представляющими трудность для понимания.
Коммуникации, осуществляемые в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 5.1).