Регулирование рыночной экономики
Задачи регулирования экономики:
обеспечение стабильного функционирования;
достижение макроэкономического равновесия;
эффективное решение социально-экономических проблем
Способы регулирования.
рыночное саморегулирование:
· стихийное, характеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука рынка»);
· сознательное (осознанная и целенаправленная деятельность субъектов рыночных отношений по регулированию отдельных сторон (например, саморегулируемые организации, устанавливающие правила отношений в своей профессиональной сфере = НАУФОР в сфере фондового рынка, СРО в архитектуре и строительстве и пр., договоры и соглашения между производителями и потребителями продукции – регулирование рисков, определение критериев оценки деятельности и пр.).
Видом сознательного регулирования является государственное регулирование экономики, имеющее целью установление и поддержание макроэкономического равновесия.
Существуют методы прямого и косвенного государственного регулирования рыночных отношений.
Методы прямого регулирования прямо устанавливают макроэкономические пропорции и ценовые отношения:
· централизованное планирование;
· распределение государственных заказов;
· государственное предпринимательство (деятельность государственных предприятий – казённых и унитарных);
· регулирование цен и тарифов.
Методы косвенного регулирования воздействуют на участников рыночных интересов через стимулирование их экономических интересов:
· нормативно-правовое регулирование;
· финансово-бюджетное регулирование (налоговая или фискальная политика);
· кредитно-денежное регулирование (монетарная политика);
· рыночная экспансия (массовые закупки ли продажи товаров);
· регулирование социальной сферы (социальная политика);
· антимонопольная политика и поддержка конкуренции.
Альтернативные подходы к определению характера государственного регулирования рынка: кейнсианский и неоклассический подходы.
Основные постулаты кейнсианского подхода:
· рыночная экономика нестабильна, развивается циклически
· восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;
· для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика, на стадии спада –стимулирующая, на стадии подъёма – сдерживающая.
Основные постулаты неоклассического подхода:
рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывается дискретной государственной политикой регулирования рыночных отношений;
государственное регулирование не должно подстраиваться под экономическую ситуацию, а должно основываться на твердо установленных правилах достижения и поддержания макроэкономических параметров развития.
Литература: Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 13-го изд. М.: 1999. Гл. 2 (занятость и эффективность), 17, 36