П.2. Религия.

П.1. Легенда о Ромуле и Реме.

Царский период.

Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои — города на северо-западном побережье Малой Азии — некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь кото­рого принял их и отдал Энею в жены свою дочь. Сын Энея — Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, полу­чивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея — Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора. Реи Сильвии роди­лись два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, — на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царем.

Временем основания Рима традиционно считается 753 г. до н. э. С этого

момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в

Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. (Гладиатор (от лат. меч) — рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями; обучались в специальных школах.).

От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием — внутренним двориком — и т. д.

 

Ранняя римская религия была анимистической, т. е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почита­ли капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влия­нием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на капитолийском холме — был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались мани — души умерших, гении — духи — покровители мужчин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы — души непогребенных покойников, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведав­шие обрядами, погребальным куль­том и пр. Одной из важных их обя­занностей было составление календарей, в которых отмечались дни, бла­гоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые кол­легии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики — по внутренностям жертвенных животных. Жрецы - фламины обслуживали культы определенных богов, жрецы - фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме — не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого (534/533— 510/509 до н. э.). Рим становится аристократической рабовладельческой респуб­ликой.