Организационная структура системы государственного лицензирования.
Основные понятия и положения системы государственного лицензирования.
Система лицензирования направлена на создание условий, при которых право заниматься работами по запретной информации для стороннего заказчика предоставлено только организациям, имеющим на этот вид деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Лицензия (от лат. licentia — свобода, право) — выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление в течение установленного в нем срока определенных видов деятельности.
Разрешение на использование изобретения или иного технического достижения может быть предоставлено на основании лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного государственного органа.
Обычно лицензия выдается на изобретение, по которому подана заявка на патент или получен этот документ. Беспатентные лицензии выдаются на технические достижения, в том числе секреты производства — ноу-хау, которые по законам данной страны не могут охраняться патентом, либо на изобретения, на которые по каким-либо причинам заявка на получение охранного документа не подана.
Основные виды лицензий:
простая — лицензиар (владелец патента) предоставляет лицензиату право использовать изобретение в установленных договором пределах, но сохраняет за собой право применять его на той же территории, а также предоставлять лицензию на таких же условиях неограниченному кругу лиц (лицензиат не имеет права выдавать сублицензии);
исключительная — предоставляет исключительное право на ис пользование изобретения в установленных договором пределах;
полная — предоставляет право использовать все основанные на патенте права в течение срока его действия.
Содержание лицензии включает следующие реквизиты:
наименование органа, ее выдавшего;
данные юридического лица (наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения);
данные физического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
срок действия лицензии;
условия осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.
Система государственного лицензирования деятельности в области защиты информации является составной частью государственной системы защиты информации. Деятельность системы лицензирования организуют федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Работу органов системы государственного лицензирования деятельности координирует Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия). Функциями органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, являются:
- организация лицензирования деятельности предприятий;
- организация и проведение специальных экспертиз предприятий;
- рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;
- принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
- выдача лицензий;
- принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;
- разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
- привлечение в случае необходимости представителей министерств и служб Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;
- ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
На систему государственного лицензирования возлагаются функции по разработке и обеспечению комплекса мер организационного, материально-технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Защита информации — комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т.п. В соответствии с этим определены виды деятельности предприятий в области защиты информации, а их лицензирование осуществляется в рамках организационной структуры системы лицензирования: государственные органы по лицензированию, лицензионные центры (региональные, отраслевые) и экспертные комиссии при них, предприятия, претендующие на получение лицензий в выбранном виде деятельности (предприятия-заявители).
Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, определен соответствующими нормативными правовыми актами.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока, и действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов:
- заявление о выдаче лицензии — подается с указанием:
- наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;
- вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
- срока действия лицензии;
- копию учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
- копию документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения, и (или) договора аренды на имущество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности;
- справку о постановке на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
Ответственность за достоверность сведений представляемых документов несет заявитель. Представленные документы регистрируются уполномоченным органом, принимающим решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в следующие сроки:
- в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов;
- в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия — в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и необходимых документов;
- в зависимости от сложности и объема, подлежащих специальной экспертизе материалов, руководитель уполномоченного органа может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.
Выдача лицензий осуществляется:
- на основании результатов специальных экспертиз предприятий
и государственной аттестации их руководителей, ответствен
ных за защиту сведений, составляющих государственную тайну
(руководители предприятий);
- при выполнении следующих определенных условий.
К таким условиям выдачи лицензии относятся:
соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Срок действия и продления лицензии устанавливается:
в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3 и не более 5 лет;
по просьбе заявителя лицензии — менее 3 лет;
продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия, а при осуществлении лицензируемого вида деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются уполномоченным органом.
Требования к оформлению лицензии, их приобретению, учету, хранению:
наличие степени защиты, соответствующей степени защиты ценной бумаги на предъявителя;
принадлежность к документам строгой отчетности, наличие учетной серии и номера;
приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности;
лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа и заверяется печатью этого
органа;
копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на веде
ние лицензионной деятельности.
Передача лицензии другому юридическому лицу запрещена.
При реорганизации предприятия, получившего лицензию, изменении его местонахождения или наименования, утраты им лицензии оно обязано в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии или временного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, в случае утраты лицензии.
Отказ в выдаче лицензии осуществляется в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения. При этом письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям выдачи лицензии;
отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.
Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по:
режиму секретности;
противодействию иностранным техническим разведкам;
защите информации от утечки по техническим каналам;
соблюдению других условий, необходимых для получения лицензии.
За организацию и проведение специальных экспертиз предприятий несут ответственность государственные органы: ФСБ, ФСО, ФСТЭК и др., руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий. Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами, согласовываются с Межведомственной комиссией и проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.
Проведение специальных экспертиз осуществляется аттестационными центрами, имеющими соответствующие лицензии. В свою очередь, специальные экспертизы этих центров проводят ФСБ, ФСО, ФСТЭК и их органы на местах (в пределах их компетенции).
Приостановление действия или аннулирование лицензии осуществляют уполномоченные органы в случаях:
предоставления лицензиатом соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ;
ликвидации предприятия.
Деятельность по приостановлению, возобновлению и аннулированию лицензии включает:
принятие решения о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии органом, выдавшим лицензию;
уведомление в письменной форме лицензиата и органов Федеральной налоговой службы в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
приостановление действия лицензии со дня получения лицензиатом указанного уведомления;
возврат лицензии в 10-дневный срок после уведомления владельца лицензии о ее аннулировании в орган, ее выдавший;
возобновление действия лицензии при изменении обстоятельств, повлекших приостановление действия. Лицензия считается возобновленной после принятия уполномоченным органом соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он оповещает лицензиата и органы Федеральной налоговой службы;
ежеквартальное представление уполномоченными органами в Межведомственную комиссию сведений о выданных и аннулированных лицензиях;
контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами по рассмотренным видам работ и услуг осуществляют уполномоченные органы, а их руководители и должностные лица несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение требований нормативных правовых актов в этой сфере. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте структуру системы государственного лицензирования деятельности в области защиты информации.
2. Понятие и виды лицензии.
3. Назовите полномочия органов государственного лицензирования по защите информации.
4. Каков порядок получения лицензии.
5. Назовите особенности государственного лицензирования в зависимости от видов защищаемой информации.
6. Условия приостановления действия или аннулирования лицензии.
7. Перечислите основания для отказа в выдаче лицензии.