Организационная структура системы государственного лицензирования.

Основные понятия и положения системы государственного лицензирования.

Система лицензирования направлена на создание условий, при которых право заниматься работами по запретной информации для стороннего заказчика предоставлено только организациям, имеющим на этот вид деятельности соответствующее разрешение (лицензию).

Лицензия (от лат. licentia — свобода, право) — выдаваемое специ­ально уполномоченным органом государственного управления или мест­ного самоуправления разрешение на осуществление в течение установ­ленного в нем срока определенных видов деятельности.

Разрешение на использование изобретения или иного техничес­кого достижения может быть предоставлено на основании лицензи­онного договора либо судебного или административного решения компетентного государственного органа.

Обычно лицензия выдается на изобретение, по которому пода­на заявка на патент или получен этот документ. Беспатентные ли­цензии выдаются на технические достижения, в том числе секреты производства — ноу-хау, которые по законам данной страны не мо­гут охраняться патентом, либо на изобретения, на которые по ка­ким-либо причинам заявка на получение охранного документа не подана.

Основные виды лицензий:

простая — лицензиар (владелец патента) предоставляет лицен­зиату право использовать изобретение в установленных догово­ром пределах, но сохраняет за собой право применять его на той же территории, а также предоставлять лицензию на таких же условиях неограниченному кругу лиц (лицензиат не имеет права выдавать сублицензии);

исключительная — предоставляет исключительное право на ис пользование изобретения в установленных договором пределах;

полная — предоставляет право использовать все основанные на патенте права в течение срока его действия.

Содержание лицензии включает следующие реквизиты:

наименование органа, ее выдавшего;

данные юридического лица (наименование и юридический ад­рес предприятия, организации, учреждения);

данные физического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

вид деятельности, на осуществление которой выдается лицен­зия;

срок действия лицензии;

условия осуществления данного вида деятельности;

регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

 

Система государственного лицензирования деятельности в обла­сти защиты информации является составной частью государствен­ной системы защиты информации. Деятельность системы лицензи­рования организуют федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Работу органов системы государственного лицензирования дея­тельности координирует Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия). Функциями органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, являются:

- организация лицензирования деятельности предприятий;

- организация и проведение специальных экспертиз предприя­тий;

- рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

- принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

- выдача лицензий;

- принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

- разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

- привлечение в случае необходимости представителей мини­стерств и служб Российской Федерации для проведения специ­альных экспертиз;

- ведение реестра выданных, приостановленных и аннулирован­ных лицензий.

На систему государственного лицензирования возлагаются функции по разработке и обеспечению комплекса мер организа­ционного, материально-технического и иного характера, необхо­димых для осуществления лицензирования деятельности пред­приятий, организаций и учреждений по проведению работ, свя­занных с использованием сведений, составляющих государствен­ную тайну.

Защита информации — комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкциониро­ванного копирования, блокирования информации и т.п. В соответствии с этим определены виды деятельности предприятий в области защи­ты информации, а их лицензирование осуществляется в рамках ор­ганизационной структуры системы лицензирования: государствен­ные органы по лицензированию, лицензионные центры (региональ­ные, отраслевые) и экспертные комиссии при них, предприятия, претендующие на получение лицензий в выбранном виде деятельно­сти (предприятия-заявители).

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от их организационно-правовых форм (предприятия) по проведению работ, связанных с использо­ванием сведений, составляющих государственную тайну, создани­ем средств защиты информации, а также с осуществлением меро­приятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тай­ны, определен соответствующими нормативными правовыми ак­тами.

Лицензия является официальным документом, который разре­шает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока, и действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствую­щий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельнос­ти, ряд документов:

- заявление о выдаче лицензии — подается с указанием:

- наименования и организационно-правовой формы, юридичес­кого адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;

- вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

- срока действия лицензии;

- копию учредительных документов (с предъявлением оригина­лов, в случае если копии не заверены нотариусом);

- копию документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения, и (или) договора аренды на иму­щество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности;

- справку о постановке на учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

Ответственность за достоверность сведений представляемых до­кументов несет заявитель. Представленные документы регистриру­ются уполномоченным органом, принимающим решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в следующие сроки:

- в течение 30 дней со дня получения всех необходимых доку­ментов;

- в случае необходимости проведения дополнительной экспер­тизы предприятия — в 15-дневный срок после получения за­ключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и необходимых документов;

- в зависимости от сложности и объема, подлежащих специаль­ной экспертизе материалов, руководитель уполномоченного органа может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

Выдача лицензий осуществляется:

- на основании результатов специальных экспертиз предприятий
и государственной аттестации их руководителей, ответствен­
ных за защиту сведений, составляющих государственную тайну
(руководители предприятий);

- при выполнении следующих определенных условий.
К таким условиям выдачи лицензии относятся:

соблюдение требований нормативных правовых актов Россий­ской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляю­щих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите го­сударственной тайны и необходимого числа специально подго­товленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие на предприятии средств защиты информации, имею­щих сертификат, удостоверяющий их соответствие требовани­ям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Срок действия и продления лицензии устанавливается:

в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3 и не более 5 лет;

по просьбе заявителя лицензии — менее 3 лет;

продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Предприятие может иметь лицензии на несколько видов дея­тельности. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицен­зия, а при осуществлении лицензируемого вида деятельности на не­скольких территориально обособленных объектах лицензиату одно­временно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием ме­стоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются уполномоченным органом.

Требования к оформлению лицензии, их приобретению, учету, хра­нению:

наличие степени защиты, соответствующей степени защиты ценной бумаги на предъявителя;

принадлежность к документам строгой отчетности, наличие учетной серии и номера;

приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной дея­тельности;

лицензия подписывается руководителем (заместителем руко­водителя) уполномоченного органа и заверяется печатью этого

органа;

копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на веде­
ние лицензионной деятельности.

Передача лицензии другому юридическому лицу запрещена.

При реорганизации предприятия, получившего лицензию, из­менении его местонахождения или наименования, утраты им ли­цензии оно обязано в 15-дневный срок подать заявление о пере­оформлении лицензии в порядке, установленном для ее получе­ния. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет дея­тельность на основании ранее выданной лицензии или временного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, в случае ут­раты лицензии.

Отказ в выдаче лицензии осуществляется в 3-дневный срок по­сле принятия соответствующего решения. При этом письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отка­за направляется заявителю.


Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

наличие в документах, представленных заявителем, недосто­верной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоот­ветствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям выдачи лицензии;

отрицательное заключение по результатам государственной ат­тестации руководителя предприятия.

Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по:

режиму секретности;

противодействию иностранным техническим разведкам;

защите информации от утечки по техническим каналам;

соблюдению других условий, необходимых для получения ли­цензии.

За организацию и проведение специальных экспертиз предприя­тий несут ответственность государственные органы: ФСБ, ФСО, ФСТЭК и др., руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подве­домственных им предприятий. Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами, согласовываются с Межведомственной комиссией и проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим спе­циальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспер­тиз относятся на счет предприятия.

Проведение специальных экспертиз осуществляется аттестаци­онными центрами, имеющими соответствующие лицензии. В свою очередь, специальные экспертизы этих центров проводят ФСБ, ФСО, ФСТЭК и их органы на местах (в пределах их компетенции).

Приостановление действия или аннулирование лицензии осуществ­ляют уполномоченные органы в случаях:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представ­ленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государ­ственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ;

ликвидации предприятия.

Деятельность по приостановлению, возобновлению и аннулиро­ванию лицензии включает:

принятие решения о приостановлении, возобновлении и анну­лировании лицензии органом, выдавшим лицензию;

уведомление в письменной форме лицензиата и органов Феде­ральной налоговой службы в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннули­ровании;

приостановление действия лицензии со дня получения лицен­зиатом указанного уведомления;

возврат лицензии в 10-дневный срок после уведомления вла­дельца лицензии о ее аннулировании в орган, ее выдавший;

возобновление действия лицензии при изменении обстоя­тельств, повлекших приостановление действия. Лицензия счита­ется возобновленной после принятия уполномоченным органом соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-днев­ный срок с момента принятия он оповещает лицензиата и орга­ны Федеральной налоговой службы;

ежеквартальное представление уполномоченными органами в Межведомственную комиссию сведений о выданных и анну­лированных лицензиях;

контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиата­ми по рассмотренным видам работ и услуг осуществляют упол­номоченные органы, а их руководители и должностные лица несут ответственность за нарушение или ненадлежащее испол­нение требований нормативных правовых актов в этой сфере. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение ли­цензионной деятельности, могут быть обжалованы в установ­ленном порядке.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте структуру системы государственного лицензирования деятельности в области защиты информации.

2. Понятие и виды лицензии.

3. Назовите полномочия органов государственного лицензирования по защите информации.

4. Каков порядок получения лицензии.

5. Назовите особенности государственного лицензирования в зависимости от видов защищаемой информации.

6. Условия приостановления действия или аннулирования лицензии.

7. Перечислите основания для отказа в выдаче лицензии.