Возраст 6 – 11 лет является сенситивным для формирования ПМ

Период начальной школы некоторые психологи называют временем изменения способов ориентации. «У детей сначала формируется представление линейного пространства (или пространства пути), где основное значение имеет использование схемы тела, а затем формируется представление карты (или пространства обозрения), где существенную роль играют пространственные отношения между объектами как таковыми» (Якиманская). Переходу от первого типа ко второму способствует также своевременное развитие речи ребенка.

Б. Ф. Ломов также указывал на важнейшую роль слова в процессе формирования ПМ. Высокая степень речевого развития позволяет учащимся выполнять операции сравнения и обобщения. Представления складываются поэтапно. От действий с реальными предметами дети переходят к действиям с воображаемым предметом, а от них – к умственным действиям. Следовательно, «…представление – это не представление о действии, а умственное действие с представлением». Умение оперировать пространственными образами Б. Ф. Ломов называл пространственным воображением. Для его развития необходим богатый чувственный опыт. Сначала первая сигнальная система анализирует объекты, затем происходит синтез его пространственных характеристик в процессе практической деятельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина) подразумевает, что в основе любого действия лежит его ориентировочная основа. Сначала происходит знакомство с действием – ориентировочный этап, затем выполняется «материализованное действие», то есть действие с предметом, после – речевое действие, проговаривание действия, и, наконец, производится умственное действие.

Последовательность этих операций закрепляется, складывается динамический стереотип, который становится обобщенным, сжатым, не лежащим в пределах сознания механизмом. Если при изучении нового материала школьник встречает условный раздражитель этого механизма, то механизм моментально приводится в действие и результат получается в готовом виде, как непосредственно данное. Все этапы, которые закладывались постепенно, последовательно, начинают проявляться теперь одновременно, как стороны единого целого.

В современной психологии мышления установлено, что для определения взаимного расположения объектов в пространстве необходима система отсчёта, в качестве которой чаще всего используется исходная позиция наблюдателя, часто называемая специалистами «схема тела». Руководствуясь «схемой тела», субъект ориентируется в окружающем пространстве относительно расположенных в нём объектов. Он выделяет пространственные соотношения с учётом собственного положения: ближе - дальше, справа - слева, спереди – сзади, сверху - снизу и т.п.(Якиманская).

Ещё в раннем дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться в окружающем реальном и воображаемом пространстве, учитывая положение своего тела. Освоение пространства осуществляется преимущественно в предметно-манипулятивной деятельности. В три года дети уже осознают, что у них есть правая и левая руки, а тело имеет симметричные половины, что есть передняя и задняя, верхняя и нижняя части тела. Тем самым они неосознанно устанавливают, что тело – система координат для ориентации в пространстве. Они приучаются видеть окружающие предметы в своей природной системе координат – устанавливать, как расположен любой объект относительно их собственного тела. Раньше всего выделяется умение ориентироваться по направлениям «верх – низ», что связано с освоением детьми прямохождения. Различение направлений в группах «вперед – назад», «лево – право» усваивается несколько позже. Навыки простейших способов ориентации являются для человека жизненно необходимыми.

Ориентация по схеме тела берется за основу не только в реальном, но и в геометрическом пространстве. Любой ребенок, приходя в первый класс, уже имеет собственный опыт деятельности в пространстве, приобретенный в игре, рисовании, вырезании, лепке, на спортивных занятиях. Но в старшем дошкольном возрасте процесс еще далек от завершения. Поэтому вполне логично начинать обучение геометрическому материалу в начальной школе с рассмотрения взаимного пространственного расположения объектов.

В большинстве случаев ориентация по схеме тела позволяет сделать успешным выполнение деятельности, но может оказать отрицательное влияние в тех случаях, где требуется переход на иные системы отсчета. Поэтому у человека постепенно формируется способность перехода от позиции наблюдателя (схемы тела) к другим системам отсчета.

Возможность такого перехода имеется, по мнению психологов (Якиманская), уже в возрасте двух – трех лет, когда ребенок начинает отражать не только своё положение в системе объектов, а соотношения объектов между собой. Например, рисуя, он выбирает какой-то объект и относительно него располагает все остальные объекты на своем рисунке. За исходную точку он в этом случае принимает любую произвольно выбранную им точку.

Осуществляя переход к геометрическому пространству, учащиеся часто сталкиваются с необходимостью абстрагироваться от схемы своего тела. «При определении пространственной размещённости геометрических объектов за исходную точку отсчёта нередко принимается не наблюдатель, а любой, произвольно выбранный элемент – точка, отрезок, угол, по отношению к которому пространственно размещаются все другие элементы. В геометрическом пространстве мы вольны принять любую точку за начало системы координат и переносить её в любую другую. Иначе обстоит дело с обыденным восприятием пространства: в нем обязательно имеется выделенная точка, то место, где мы находимся и откуда воспринимаем окружающее. Заменить ее другой мы можем, лишь покинув прежнее наше место в пространстве» (Якиманская)

Очевидно, что школьникам при обучении необходимо умение опираться одновременно на различные «конкурирующие» системы отсчёта. Вообще, способность человека пользоваться различными системами при ориентации в пространстве рассматривается многими исследователями как показатель его творческой активности. В профессиональной деятельности человек также сталкивается с необходимостью, отрываясь от схемы тела, переходить на другие системы отсчета. «В целом ряде профессий рабочие операции осуществляются не с реальными производственными объектами (машинами, механизмами, устройствами), а с их заменителями в виде приборных панелей, пультов управления, пространственных макетов и т.п. На основе различной условной сигнализации возникают образы реально протекающих технологических процессов, руководствуясь которыми оператор решает сложные задачи управления и контроля за действующими объектами» (Якиманская). Ориентация в пространстве требует не только регистрации имеющейся ситуации, но и создания динамических пространственных образов, которые основываются на изменении системы отсчета. Например, летчику для управления самолетом требуется не только умение понимать показания приборов, но и умение руководствоваться наземными ориентирами. Когда пилот ориентирует самолёт по местным объектам, то схема ориентирования находится не в самолёте, а на местности. Переход к управлению по приборам психологически переводит центр ориентирования в кабину самолета. Появляется особая задача – расшифровка полученной информации.

Человек, привыкший принимать «схему собственного тела» за исходную точку отсчёта и по отношению к ней распределять все предметы в пространстве, оказывается в затруднительном положении, когда эта привычная точка перестаёт существовать. Это подтверждают данные, полученные космонавтами в состоянии невесомости. Находясь в полёте в безопорном состоянии, они начинают ориентироваться в пространстве по окружающим предметам и стенкам кабины, к которым они прикасаются. В условиях невесомости положение человеческого тела перестаёт быть фиксированным, а потому не может быть использовано как точка отсчёта при пространственной ориентации. «Переориентация» по стенам космического аппарата или неподвижно закреплённым предметам начинается только в результате длительной адаптации к невесомости, продолжительных тренировок. А при выходе в открытый космос – «безориентированное» пространство, космонавт вынужденно переходит к абсолютно иной ориентации.

Таким образом, в учебной и трудовой деятельности используется постоянный переход от привычной системы отсчёта по схеме своего тела к другим системам отсчета. Способность к такому переходу создает условия для дальнейшего развития умений ориентироваться в пространстве. «Можно выделить три основных направления, в которых развиваются и совершенствуются системы отсчёта:

1) расширение ориентации по схеме тела. Способность ребёнка произвольно, в воображении изменять положение собственного тела и на этой наглядной основе создавать различные пространственные образы формируется под влиянием обучения. В школьном возрасте эта способность переносится с реальных объектов на их графические изображения;

2) обогащение способов изменения позиций наблюдения (ориентации), когда за базу отсчёта принимается не сам человек, а любой другой объект;

3) использование любой теоретически заданной или произвольно выбранной точки отсчёта» (Якиманская)

Данные исследований подтверждают, что учащиеся начальной школы под воздействием игровой, учебной, трудовой, изобразительной, конструктивно-технической деятельности проявляют устойчивые способности в применении разных систем отсчёта.