Конкуренция

Конкуренция – это соперничество участников рынка (продавцов между собой или покупателей между собой) в достижении одной и той же цели – продаже или покупке товара с максимальной выгодой.

Формы конкуренции в зависимости от рынка участников:

Конкуренция продавцов – нарынке покупателя, то есть на таком рынке, где покупатель диктует цены или предложение превышает рост (переизбыток товаров). В целом, характерна для рыночной экономики.;

Конкуренция покупателей – на рынке продавца, то есть на таком рынке, где цены диктует продавец, или спрос превышает предложение (дефицитная экономика). В целом характерна для командной экономики.

В отдельных сферах (напр., ВПК), на отдельных этапах функционирования экономики рынок продавца существует и в рыночной экономике.

Наиболее яркий и явный пример конкуренции –биржа.

Формы конкуренции:

· Ценовая конкуренция – открытое изменение цен,

– скрытое изменение цен;

· Неценовая конкуренция – улучшение качества,

– дифференциация продукта.

Ценовая конкуренция – изменение цен (как правило, в сторону понижения).

Открытая ценовая конкуренция – сезонные скидки, распродажи, купоны и проч. – как правило, предшествует широкая рекламная компания.

Скрытая ценовая конкуренция – фирма выпускает новый товар, с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает непропорционально мало.

Ценовая дискриминация -

Неценованая конкуренция – выпуск товаров с индивидуализированными характеристиками (дифференциация товара), в результате чего товар не является на рынке полностью взаимозаменяемым;

– оказание дополнительных услуг: предпродажная подготовка, доставка товара, продление гарантийного срока обслуживания, льготное постгарантийное обслуживание и др.

В зависимости от отраслевой принадлежности производителей выделяется:

· Внутриотраслевая конкуренция:

§ предметная конкуренция;

§ видовая конкуренция

· Межотраслевая конкуренция:

§ посредством перелива капитала;

§ функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары или услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция– вид внутриотраслевой конкуренции, при которой конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые мало отличаются друг от друга по качеству.

Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при которой конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-либо важным параметром. Такая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между фирмами различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене профиля деятельности предприятия или диверсификации деятельности (т.е. увеличения разнообразия выпускаемой продукции и оказываемых услуг, часто в несвязанных между собой отраслях (Тойота, ФИАТ). Вызывается различием нормы прибыли в различных отраслях.

При переходе капитала в другую отрасль и выходе из какой-либо отрасли возникают входные и выходные барьеры.

Входные барьеры:

· Экономия на масштабах производства;

· Дифференциация продукта;

· Потребность в значительном капитале;

· Издержки конверсии потребителей;

· Ограниченность ресурсов;

· Недостаток опыта;

· Высокий уровень использования технологий;

· Лицензионные, патентные и иные законодательные ограничения.

Выходные барьеры:

· Необходимость списания крупных инвестиций;

· Большие затраты ликвидации или конверсии производства;

· Нежелание испортить свой имидж;

· Долгосрочные контракты с клиентами;

· Личные интересы топ-менеджеров;

· Противодействие профсоюзов (массовые увольнения).

В зависимости от степени свободы конкуренции выделяется

· Совершенная конкуренция;

· Несовершенная конкуренция.

Функциональная конкуренция – конкуренция между товарами субститутами из различных отраслей (пример – городской общественный транспорт)