Конкуренция
Конкуренция – это соперничество участников рынка (продавцов между собой или покупателей между собой) в достижении одной и той же цели – продаже или покупке товара с максимальной выгодой.
Формы конкуренции в зависимости от рынка участников:
Конкуренция продавцов – нарынке покупателя, то есть на таком рынке, где покупатель диктует цены или предложение превышает рост (переизбыток товаров). В целом, характерна для рыночной экономики.;
Конкуренция покупателей – на рынке продавца, то есть на таком рынке, где цены диктует продавец, или спрос превышает предложение (дефицитная экономика). В целом характерна для командной экономики.
В отдельных сферах (напр., ВПК), на отдельных этапах функционирования экономики рынок продавца существует и в рыночной экономике.
Наиболее яркий и явный пример конкуренции –биржа.
Формы конкуренции:
· Ценовая конкуренция – открытое изменение цен,
– скрытое изменение цен;
· Неценовая конкуренция – улучшение качества,
– дифференциация продукта.
Ценовая конкуренция – изменение цен (как правило, в сторону понижения).
Открытая ценовая конкуренция – сезонные скидки, распродажи, купоны и проч. – как правило, предшествует широкая рекламная компания.
Скрытая ценовая конкуренция – фирма выпускает новый товар, с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает непропорционально мало.
Ценовая дискриминация -
Неценованая конкуренция – выпуск товаров с индивидуализированными характеристиками (дифференциация товара), в результате чего товар не является на рынке полностью взаимозаменяемым;
– оказание дополнительных услуг: предпродажная подготовка, доставка товара, продление гарантийного срока обслуживания, льготное постгарантийное обслуживание и др.
В зависимости от отраслевой принадлежности производителей выделяется:
· Внутриотраслевая конкуренция:
§ предметная конкуренция;
§ видовая конкуренция
· Межотраслевая конкуренция:
§ посредством перелива капитала;
§ функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары или услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Предметная конкуренция– вид внутриотраслевой конкуренции, при которой конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые мало отличаются друг от друга по качеству.
Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при которой конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-либо важным параметром. Такая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между фирмами различных отраслей.
Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене профиля деятельности предприятия или диверсификации деятельности (т.е. увеличения разнообразия выпускаемой продукции и оказываемых услуг, часто в несвязанных между собой отраслях (Тойота, ФИАТ). Вызывается различием нормы прибыли в различных отраслях.
При переходе капитала в другую отрасль и выходе из какой-либо отрасли возникают входные и выходные барьеры.
Входные барьеры:
· Экономия на масштабах производства;
· Дифференциация продукта;
· Потребность в значительном капитале;
· Издержки конверсии потребителей;
· Ограниченность ресурсов;
· Недостаток опыта;
· Высокий уровень использования технологий;
· Лицензионные, патентные и иные законодательные ограничения.
Выходные барьеры:
· Необходимость списания крупных инвестиций;
· Большие затраты ликвидации или конверсии производства;
· Нежелание испортить свой имидж;
· Долгосрочные контракты с клиентами;
· Личные интересы топ-менеджеров;
· Противодействие профсоюзов (массовые увольнения).
В зависимости от степени свободы конкуренции выделяется
· Совершенная конкуренция;
· Несовершенная конкуренция.
Функциональная конкуренция – конкуренция между товарами субститутами из различных отраслей (пример – городской общественный транспорт)