ЛЕКЦИЯ 2. Специфика управления гостиничным предприятием

1. Общие вопросы управления

2. Цели и задачи управления гостиничным предприятием

3. Уровни управления гостиничным предприятием

4. Функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием

 

1. Управление это процесс взаимосвязанных действий (планирование, организация, мотивация, координация, контроль).

В общем смысле понятие «управление» определяется в нескольких значениях: «деятельность органов власти»; «крупное под­разделение какого-нибудь учреждения, крупное административное уч­реждение»; «управлять». Следовательно, управление - это целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей; на что-либо - на окружающую челове­ка среду обитания.

В управлении выделяют два его вида: стратегическое (общее) управление и оперативное управление.

Общее управление – это деятельность, связанная с разработкой концепции и стратегии развития организации, постановкой ее целей, планированием, организационной деятельностью, распорядительством, контролем. Для обозначения понятия общего управления используется термин «управление». Все остальные виды управления называют в соответствии с их специализацией, например: управление персоналом, управление финансами, управление производством и т.д. В результате стратегического управления создается потенциал туристской организации.

Оперативное управление – составная часть управленческой деятельности, определяемая временным интервалом (месяц, неделя, сутки). Представляет собой совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий. Результатом оперативного управления оказывается выпуск и своевременное предоставление потребителю туристского продукта и услуг.

Управление - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий: предмет труда (информация), средства труда (организационные и тех­нические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями.

2. Гостиничный менеджмент как отдельная дисциплина стал развиваться относительно недавно: первые менеджеры со специальным образованием появились только в 20-е годы прошлого века (до этого все гостиничные управляющие были чистыми практиками), а внедрение современных ме­тодов управления началось лишь в середине XX столетия. Раньше счита­лось, что менеджмент гостеприимства настолько специфичен, что теория управления к гостиницам неприменима.

Целью управления гостиничным предприятием является изыскание путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности гости­ницы в современных рыночных условиях за счет профессионального ме­неджмента.

Задачи профессионального менеджмента заключаются в следующем:

• необходимо четко знать основные функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием;

• уметь максимально использовать доступную информацию в про­цессе принятия управленческих решений;

• владеть методами моделирования и оптимизации управленческих решений;

• выявлять и анализировать факторы риска, сопутствующие разра­ботке и принятию управленческих решений в процессе управления гостиничным предприятием;

• принимать эффективные решения в конфликтных ситуациях;

• управлять комплектованием кадров для предприятий сферы госте­приимства на основе современных методов отбора и оценки пер­сонала;

• разрабатывать и реализовывать управленческие решения на основе современных психологических подходов.

3. В настоящее время единой модели менеджмента не существует. Для каждого коммерческого предприятия внутренний менеджмент является уникальным, будь то гостиница, туристическая фирма, ресторан и т.д. Од­нако общие закономерности и элементы, так же как и все управленческие решения, направлены на удовлетворение потребностей клиентов и опира­ются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Гостиницы имеют четкую иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим статусом.

В менеджменте гостиницы различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Горизонтальное разделение труда может не проявляться в небольших гостиницах. Внутри больших гостиничных комплексов, имеющих сложную структуру, существуют горизонтальные подразделения: отделы, службы, участки и др. Горизонтальный характер разделения труда определяется тем, что проводится расстановка руково­дителей по различным подразделениям гостиницы. Особенность этой расстановки заключается в том, что горизонтально разделенная работа должна быть обязательно скоординирована.

Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и вертикальное. Основное назначение этого вида разделения труда - коор­динирование действий людей, объединенных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. При вертикальном разделении труда вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих ру­ководителей. Название должности, которую занимает тот или иной руко­водитель, дает возможность определить, на каком уровне управления на­ходится данный руководитель. Например, если руководитель занимает должность заместителя директора по хозяйственной деятельности, то можно сказать, что это руководитель высшего звена управления.

Для более наглядного усвоения основных уровней управления пред­ставим их в виде пирамиды {рис. 2).

 

Размер гостиничного предприятия - один из важнейших факторов, который определяет количество уровней управления. Уровни управления гостиницы делятся на три основные категории:

1)институциональный уровень;

2)управленческий уровень;

3)технический уровень.

На институциональном уровне разрабатываются стратегические, пер­спективные планы и цели. Институциональный уровень управления гости­ницы - самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления -президент, вице-президент, председатель совета директоров компаний. Ру­ководители институционального уровня управления являются лицами, от­ветственными за принятие важнейших управленческих решений. Основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на следующее:

• выбор основного направления деятельности гостиничного пред­приятия с учетом внешних и внутренних факторов работы;

• постановка стратегических целей;

• организация стратегического планирования;

• прогнозирование работы гостиницы на определенный отрезок време­ни и прогнозирование результатов эффективности предприятия.

Руководители управленческого уровня подчинены руководителям ин­ституционального уровня управления. Они осуществляют координацию и контроль над работой руководителей низового уровня. Если гостиничное предприятие имеет разветвленную структуру, руководители управленче­ского уровня разделяются на два дополнительных уровня (верхний уро­вень среднего звена управления и низший уровень среднего звена управ­ления). Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются руководитель отдела, службы, заведующий функциональным подразделением и т.п.

Во многих гостиницах руководители управленческого уровня при­нимают участие в принятии решений, направленных на следующее:

• организация деятельности малых групп;

• контроль над реализацией управленческих решений, принятых на более высоком уровне;

• осуществление лидерских функций;

• поддержание сплоченности группы и группового единства, приня­тие всеми членами группы организационных целей;

• формирование ценностно-ориентационного единства;

• мотивирование отдельных работников и групповое мотивирование;

• борьба с конфликтами.

Во многих гостиницах руководители среднего звена управления го­товят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.

Руководители технического уровня управления осуществляют конт­роль над выполнением производственных заданий. Это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочим персоналом. Руко­водители низового уровня выполняют очень напряженную разнообраз­ную работу. В связи с этим основные решения, принимаемые на данном уровне, направлены на следующее:

• организация деятельности отдельных исполнителей;

• осуществление индивидуального мотивирования каждого работника;

• контроль над выполнением заданий;

• разрешение деловых и межличностных конфликтов;

• решение текущих задач управления;

• осуществление обратной связи с персоналом.

В современных условиях менеджмент гостиничного предприятия должен быть простым и гибким, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен иметь следующие характеристики:

• небольшое число уровней управления;

• небольшие подразделения, укомплектованные квалифицирован­ными специалистами;

• производство и организация работы на основе применения прин­ципов эффективной коммуникации.

4. Функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием

Область деятельности, называемая менеджментом, может быть разделе­на на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

• общее управление (установление нормативных требований и поли­тики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

• управление структурой предприятия (его создание, предмет дея­тельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, тер­риториальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

• конкретные области управления (производство, маркетинг, кадры, финансы, основные фонды).

Таким образом, функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся опреде­ленной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

В условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной дея­тельности реализация основных функций управления направлена на по­лучение прибыли за счет рационального использования ресурсов (люди, деньги, время, материалы, сырье, обору­дование, энергия). Так как ресурсы ограничены, все подразделения гостиниц испытывают в своей работе дефицит во многих из них, поэтому менеджер должен умело планировать, организовывать и контролировать использование ограниченных ресурсов для достижения целей своей ор­ганизации. Заботами менеджера являются координация и регулирование деятельности многочисленных структурных подразделений гостиницы в соответствии с поставленными целями, а также мотивирование персо­нала гостиницы. На рис. 3 осуществление процесса управления гостиницей.

Планирование

Как и все предприятия, гостиницы должны иметь смысл существова­ния. Каждая гостиница должна определить свое назначение, которое от­личает ее от конкурентов. Назначение гостиницы отражается в ее мис­сии, создающей основу для формирования специфических целей и задач гостиницы. Цели - это идеальное или желательное состояние объекта управления. Определив цели и задачи, правление гостиницей может лег­ко контролировать процесс развития предприятия.

В связи с этим руководство гостиницы и руководители структурных подразделений должны заранее планировать мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей и направленные на решение специ­фических управленческих задач.

Планирование является важной подготовительной функцией менедж­мента, применяемой во всех видах бизнеса. Другие функции управления ориентированы на выполнение намеченных запланированных стратегиче­ских, тактических и оперативных решений.

Планирование в гостинице включает в себя следующее:

• разработка стратегии, согласованной с маркетинговыми страте­гиями, и анализ конъюнктуры туристического рынка;

• определение экономических факторов, влияющих на эффектив­ность и полноту осуществления гостиничного менеджмента;

• составление бюджетного плана и формирование ценовой политики;

• долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности струк­турных подразделений гостиницы;

• оценка рисков, сопутствующих гостиничному бизнесу;

• планирование загрузки номерного фонда, посадочных мест на пред­приятиях питания, анимационных и лечебно-оздоровительных цен­тров и транспортных средств.

Плохое планирование ведет к снижению производительности труда, а в итоге - к кризисным явлениям. Таким образом, функция планирования в гос­тиничном бизнесе включает в себя и ориентацию на будущее. Для при­мера можно перечислить плановые задачи, характерные для службы приема и размещения гостиницы: увеличение уровня средней занятости гостиницы по сравнению с предыдущим годом на 2%, или сокращение жалоб гостей на 2%, или сокращение среднего времени регистрации од­ного клиента до 2 минут и увеличение числа повторно приезжающих гостей на 5%. Выполнение этих задач распределяется и среди других служб гостиницы.

Организация

Это вторая функция управления, нацеленная на упорядочение дея­тельности менеджера и исполнителей. Если функция планирования отве­чает на вопросы, что включать в план, что предпринять, что предвидеть и т.д., то функция организации ставит вопросы, кто и как будет органи­зовывать выполнение плана. Таким образом, выполнение данной функ­ции связано с четким осуществлением деятельности как самим менедже­ром, так и его подчиненными. Для этого в гостинице в соответствии с основными направлениями деятельности формируется функциональная организационная структура, которая включает в себя следующее:

• организация управления персоналом гостиницы;

• обеспечение информационными, материальными, финансовыми и временными ресурсами;

• организация функционирования инженерно-технических комму­никаций;

• обеспечение кадрами, обучение и развитие кадрового состава;

• обеспечение информационного, экономического, эстетического, бытового и психологического комфорта.

В понятие информационного комфорта входят три основных парамет­ра: информационная обеспеченность о предприятиях гостиничной сферы еще до их посещения (специализированные сайты Интернета позволяют виртуально побывать в гостинице); информированность персонала, гото­вого ответить на любой вопрос гостя; система пиктограмм, призванная помочь гостю отеля, не знающему языка страны, в которой он находится.

Под экономическим комфортом понимают удобство расчета гостя, систему дисконтов, бонусов, клубных карт и другие меры.

Эстетический комфорт подразумевает изысканно оформленный ин­терьер.

Бытовой комфорт подразумевает создание нормальных условий про­живания гостя (оптимальная температура, влажность воздуха и др.).

В понятие психологического комфорта входят все перечисленные выше формы комфорта на основе уважительного, доброжелательного и гостеприимного отношения к гостю.

В целом, организационная работа должна быть распределена таким образом, чтобы все получали четкие предписания и весь объем работ мог быть выполнен своевременно.

Подбор кадров

Функция управления, нацеленная на решение важнейших задач кад­рового направления, включает в себя отбор и прием на работу сотрудни­ков наиболее квалифицированных и соответствующих требованиям стандартов гостиничной индустрии.

Мотивация

Под мотивацией понимают процесс стимулирования работников на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей предприятия. Для намеренного воздействия на людей применяют­ся методы принуждения и поощрения (политика кнута и пряника). Теоретики менеджмента разрабатывают новые способы мо­тивации к труду, опираясь на психологические мотивы.

Методы мотивации воспринимаются разными людьми по-разному. Одни предпочитают моральные, другие - материальные стимулы. Ос­новные способы мотивации труда объединяются в пять относительно са­мостоятельных направлений:

материальное стимулирование; улучшение качества рабочей силы; совершенствование организации труда; вовлечение персонала в процесс управления; неденежное стимулирование.

Первое направление отражает роль оплаты труда в системе повы­шения качества гостиничных услуг. Мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но ее постоянное повышение не всегда способствует длительному поддержанию трудовой активности на долж­ном уровне.

Второе направление - совершенствование ор­ганизации труда - содержит расширение трудовых функций, обогаще­ние труда, применение гибких графиков, улучшение условий труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности сотрудников и их собственного желания расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению. Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственно­сти, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля качества работы.

Улучшение условий труда также является мотивационным элемен­том.

Немате­риальное стимулирование, создание гибкой системы льгот для сотруд­ников, в том числе признавать ценность работника для гостиницы, предоставлять ему творческую свободу.

Основные формы материального и нематериального стимулирования персонала гостиничного предприятия приведены на рис. 4.

 

Координация и регулирование

При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделени­ем труда в аппарате управления гостиничным предприятием. Цель коор­динации и регулирования - установление взаимодействия в работе всех подразделений, руководителей и специалистов, а также устранение по­мех и отклонений от заданного режима работы.

Координация в гостинице должна осуществляться с помощью сове­щаний, контактов менеджеров дежурных служб при проведении пере­сменок или во время личного общения руководителей, связанных с со­гласованием рабочих планов и внесением в них корректив.

Контроль - это функция управления, при помощи которой гостинич­ное предприятие обеспечивает достижение своих целей. Под контролем понимают не стремление менеджера уличить кого-либо в неверных дей­ствиях, поступках или ошибках, а своевременное превентивное обнару­жение возможных отклонений. - Объекты контроля внутри гостиницы:

• оценка достигнутых результатов деятельности;

• оценка персонала и система его поощрения и информирования;

• соблюдение стандартов технологии обслуживания, внешнего вида персонала и стандартов поведения;

• инженерно-технические системы и оснащение (газ, вода, электро­энергия).

При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах и неудачах во всех структурных подразделениях в отдельности и в целом по гостинице, что позволит оперативно сделать выводы на будущее.

Оценка Эта функция менеджмента обозначает степень фактического дости­жения запланированных целей. Оценка обозначает и пересмотр при не­обходимости модификаций целей, служб гостиницы как информацион­ных, так и производственных.

Функции управления деятельностью предприятием реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые вступают в экономические, социальные, психологические отношения. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления, определяют его организационную структуру.