ЛЕКЦИЯ 11.

Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Лекция 11. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Успешное функционирование любого предприятия в рыночных условиях возможно лишь при условии достижения определенных финансовых результатов, показателями которых являются прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность характеризуют соответственно абсолютную и относительную эффективность деятельности предприятия.

В рыночных условиях прибыль является ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как относительный показатель эффективности деятельности предприятия, рентабельность измеряет доходность предприятия с разных позиций. В показателях рентабельности __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прибыль – _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стабильный и устойчивый уровень прибыли является:

ü ____________________________________________________________________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

Прибыль выполняет следующие основные функции:

Ø __________________________________________________________

Ø ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø ____________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, в увеличении прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. На предприятиях прирост прибыли достигается не только благодаря увеличению трудового взноса коллектива предприятия, а и за счет многих других факторов.

Именно поэтому на каждом предприятии необходимо ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные задачи анализа финансовых результатов:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

Источники информации для анализа:

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

 

В соответствии с П(с)БУ – 3 «Отчет о финансовых результатах» различают следующие виды прибыли:

- валовая прибыль – ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- финансовые результаты от операционной деятельности ___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

- финансовые расходы от обычной деятельности до налогообложения ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- финансовые результаты от обычной деятельности _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- чистая прибыль ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

На предприятии используются следующие показатели финансовых результатов:

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

Все эти показатели отображаются в форме 2 «Отчет о финансовых результатах». Процесс формирования финансовых результатов представлен на рис.11.1.

Существуют также и другие виды прибыли:

Ø __________________________________________________________

Ø __________________________________________________________

Ø __________________________________________________________

Общая структурно-логическая схема формирования прибыли предприятия в соответствии с П(с)БУ представлена на рис.11.2.

Исходя из имеющихся доходов и расходов прибыль предприятия имеет следующий состав:

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

5. _______________________________________________________

6. _______________________________________________________

7. _______________________________________________________

8. _______________________________________________________

9. _______________________________________________________


Рис.11.1.Формирование финансовых результатов

 

 

 


Рис.11.2. Структурно-логическая схема формирования прибыли предприятия в соответствии с положениями и стандартами бухгалтерского учета

 

11.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 11.3).

 
 

 


 

 

Рис. 11.3. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

 

Пр=∑ [VВПобщ × Удi (Цi – Сi)]. (11.1)

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Себестоимость продукции _______________________________________

____________________________________________________________________

Изменение уровня среднереализационных цен ________________________

____________________________________________________________________

 

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 11.1.

Таблица 11.1.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. грн.

Показатель   Базовый период   Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода   Отчетный период  
Выручка (нетто) от реализации продукции, това-ров, услуг (В)   ∑ (VРПi0 × Цi0)= =83414 ∑(VРПi1 × Цi0)= =81032 ∑ (VРПi1 × Цi1)= =97120  
Полная себестоимость реали-зованной продукции (3)   ∑ (VРПi0 × Ci0)= =67937 ∑ (VРПi1 × Ci0)= =65534   ∑ (VРПi1 × Ci1)= =78523  
Прибыль(П)      

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

VРП1 18450

Iрп = --------------- = --------------- = 0,9.

VРП0 20500

 

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс.грн. (15477×0,9).

 

Затем следует определить сумму прибыли __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

∑ (VРПi1 × Цi0) - ∑ (VРПi1 × Сi0) = 81032 – 65534 = 15498 тыс.грн.

Требуется подсчитать также, ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

∑ (VРПi1 × Цi1) - ∑ (VРПi1 × Сi0) = 97120 – 65534 = 31586 тыс.грн.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 11.2.

Таблица 11.2.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показатель прибыли   Факторы   Порядок расчета   Прибыль, тыс.грн.  
Объем продаж продаж   Структура продаж   Цены   Себесто-имость имоеть  
По   t0   t0   t0   t0   В0 –З0    
Пусл1   t1   t0   t0   t0   П0 · Крп    
Пусл2   t1   t1   t0   t0   Вуслусл    
Пуслз   t1   t1   t1   t0   В1 - Зусл    
П1   t1   t1   t1   t1   В1 – З1    

 

 

По данным табл. 11.2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 

Изменение суммы прибыли за счет:

1. объема реализации продукции:

_____________________________________________________________

2. структуры товарной продукции:

_____________________________________________________________

3. отпускных цен:

_____________________________________________________________

4. себестоимости реализованной продукции:

_____________________________________________________________

Итого: ________________________________________________________

Результаты расчетов показывают, __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П=VРПi× (Цi - Сi). (11.2)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 11.3):

ΔПvрп = (VРП1 - VРПо) × (Цо - Со) = ____________________________________

ΔПц = (Ц1 - Цо) × VРП1) = ______________________________________________

ΔПс = - (С1 - Со) × VРП1 = _____________________________________________

Таблица 11.3.

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.

Из­де­лие   Объем продаж, шт.   Цена изделия, тыс. грн.   Себестои-мость изде-лия, тыс.грн.   Сумма прибыли, тыс. грн.   Изменение суммы прибыли, тыс. грн.  
t0   t1   t0   t1   t0   t1   t0   t1   общее   В том числе за счет  
объема продаж   цены   себе­стои­мости  
А       5,0   6,0   4,0   4,8       +4600   +2091   +12546   -10037  
Б       3,1   3,7   2,6   3,1       -1480   -2070   +3542   -2952  
и т.д.                                                  
Итого       -   -   -   -       +3120   +21   +16088   -12989  

 

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 11.3 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

После этого необходимо детально изучитьпричины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

 

11.3.Анализ рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Показатели рентабельности определяются __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Показатели рентабельности можно рассчитывать и по отдельным структурным подразделениям, и по видам деятельности.

Источники информации для анализа рентабельности:

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

ü __________________________________________________________

 

Задачи анализа рентабельности:

1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

4. __________________________________________________________

5. __________________________________________________________

 

Выбор и последовательность анализа определяется его заданием. Для оценки резервов деятельности предприятия анализируют рентабельность реализации продукции для изучения производства отдельных видов продукции с точки зрения спроса на них, целесообразность их выпуска – рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения.

Необходимо изучать уровень рентабельности ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изменения рентабельности отдельных видов продукции осуществляется под влиянием различных факторов (рис.11.4).

 
 

 

 


 

 

Рис.11.4. Структурная схема рентабельности единицы изделия.

 

Факторы изменения цены реализации и себестоимости изделия считаются факторами первого, а все другие – факторами второго порядка. Определение влияния факторов первого порядка проводится методом цепных подстановок или методом абсолютных разниц.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) _____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

3) _____________________________________________________________

Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) Rз ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прп ЧПрп ЧДП

Rз = -------- , или Rз = -----------, Rз = ------------. (11.3)

Зрп Зрп Зрп

 

Она показывает, _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестицион­ных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чис­того денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прп ЧП ЧДП

Rоб = -------- , или Rоб = -----------, или Rоб = ------------. (11.4)

В В В

 

Рентабельность (доходность) капитала __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

БП ЧП ЧДП

RKL = -------- , или RKL = -----------, RKL = ------------. (11.5)

KL KL KL

 

В процессе анализа следует _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупае­мость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

 

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

 

Прп = f (VВПобщ , Удi, Цi, Сi)

Rз = -----------------------------------------. (11.6)

Зрп = f (VВПобщ , Удi, Сi)

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабель­ности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 11.2 и 11.3:

 

 

П0 (при VВПобщ0 , Уд0, Ц0, С0)

R0 = ----------------------------------------- =

З0 ( при VВПобщ 0, Уд0, С0)

 

 

Пусл1 (при VВПобщ1 , Уд0, Ц0, С0)

Rусл1 = ----------------------------------------- =

Зусл1 ( при VВПобщ 1, Уд0, С0)

 

Пусл2 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц0, С0)

Rусл2 = ----------------------------------------- =

Зусл2 ( при VВПобщ 1, Уд1, С0)

 

Пусл3 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц1, С0)

Rусл3= ----------------------------------------- =

Зусл3 ( при VВПобщ 1, Уд1, С0)

 

П1 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц1, С1)

R1 = ----------------------------------------- =

З1 ( при VВПобщ 1, Уд1, С1)

 

ΔRобщ = R1 – R0 = ________________________________________________

ΔRvрп= Rусл1 – R0 = _______________________________________________

ΔRуд= Rусл2 – Rусл1 = ______________________________________________

ΔRц= Rусл3 – Rусл2 = ______________________________________________

ΔRс= R1 – Rусл3 = ________________________________________________

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Затем следует сделатьфакторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

Пi VPПii - Сi) Цi - Сi Цi

R = ----- = --------------------- = -------------- = ------- - 1. (11.7)

Зi VPПi · Сi Сi Сi

 

Рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности i-го изделия можно способом цепной подстановки.

 

R0 =

 

 

Rусл =

 

 

R1 =

 

 

Общее изменение рентабельности по i-му изделию:

ΔRобщ = ____________________________________

 

в том числе за счет изменения:

 

а) среднего уровня отпускных цен

ΔRц = ______________________________________

 

б) уровня себестоимости продукции

ΔRс = ______________________________________

 

Расчеты делаются по каждому виду товарной про­дукции, из которых видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельнос­ти и какие факторы на это повлияли.