ЛЕКЦИЯ 11.
Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Лекция 11. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Успешное функционирование любого предприятия в рыночных условиях возможно лишь при условии достижения определенных финансовых результатов, показателями которых являются прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность характеризуют соответственно абсолютную и относительную эффективность деятельности предприятия.
В рыночных условиях прибыль является ____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как относительный показатель эффективности деятельности предприятия, рентабельность измеряет доходность предприятия с разных позиций. В показателях рентабельности __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прибыль – _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стабильный и устойчивый уровень прибыли является:
ü ____________________________________________________________________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
Прибыль выполняет следующие основные функции:
Ø __________________________________________________________
Ø ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø ____________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, в увеличении прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. На предприятиях прирост прибыли достигается не только благодаря увеличению трудового взноса коллектива предприятия, а и за счет многих других факторов.
Именно поэтому на каждом предприятии необходимо ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные задачи анализа финансовых результатов:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
Источники информации для анализа:
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
В соответствии с П(с)БУ – 3 «Отчет о финансовых результатах» различают следующие виды прибыли:
- валовая прибыль – ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- финансовые результаты от операционной деятельности ___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- финансовые расходы от обычной деятельности до налогообложения ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- финансовые результаты от обычной деятельности _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- чистая прибыль ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
На предприятии используются следующие показатели финансовых результатов:
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
Все эти показатели отображаются в форме 2 «Отчет о финансовых результатах». Процесс формирования финансовых результатов представлен на рис.11.1.
Существуют также и другие виды прибыли:
Ø __________________________________________________________
Ø __________________________________________________________
Ø __________________________________________________________
Общая структурно-логическая схема формирования прибыли предприятия в соответствии с П(с)БУ представлена на рис.11.2.
Исходя из имеющихся доходов и расходов прибыль предприятия имеет следующий состав:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
5. _______________________________________________________
6. _______________________________________________________
7. _______________________________________________________
8. _______________________________________________________
9. _______________________________________________________
Рис.11.1.Формирование финансовых результатов
Рис.11.2. Структурно-логическая схема формирования прибыли предприятия в соответствии с положениями и стандартами бухгалтерского учета
11.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
Пр=∑ [VВПобщ × Удi (Цi – Сi)]. (11.1)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Себестоимость продукции _______________________________________
____________________________________________________________________
Изменение уровня среднереализационных цен ________________________
____________________________________________________________________
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 11.1.
Таблица 11.1.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. грн.
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка (нетто) от реализации продукции, това-ров, услуг (В) | ∑ (VРПi0 × Цi0)= =83414 | ∑(VРПi1 × Цi0)= =81032 | ∑ (VРПi1 × Цi1)= =97120 |
Полная себестоимость реали-зованной продукции (3) | ∑ (VРПi0 × Ci0)= =67937 | ∑ (VРПi1 × Ci0)= =65534 | ∑ (VРПi1 × Ci1)= =78523 |
Прибыль(П) |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VРП1 18450
Iрп = --------------- = --------------- = 0,9.
VРП0 20500
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс.грн. (15477×0,9).
Затем следует определить сумму прибыли __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
∑ (VРПi1 × Цi0) - ∑ (VРПi1 × Сi0) = 81032 – 65534 = 15498 тыс.грн.
Требуется подсчитать также, ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
∑ (VРПi1 × Цi1) - ∑ (VРПi1 × Сi0) = 97120 – 65534 = 31586 тыс.грн.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 11.2.
Таблица 11.2.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс.грн. | |||
Объем продаж продаж | Структура продаж | Цены | Себесто-имость имоеть | |||
По | t0 | t0 | t0 | t0 | В0 –З0 | |
Пусл1 | t1 | t0 | t0 | t0 | П0 · Крп | |
Пусл2 | t1 | t1 | t0 | t0 | Вусл -Зусл | |
Пуслз | t1 | t1 | t1 | t0 | В1 - Зусл | |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 |
По данным табл. 11.2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
1. объема реализации продукции:
_____________________________________________________________
2. структуры товарной продукции:
_____________________________________________________________
3. отпускных цен:
_____________________________________________________________
4. себестоимости реализованной продукции:
_____________________________________________________________
Итого: ________________________________________________________
Результаты расчетов показывают, __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=VРПi× (Цi - Сi). (11.2)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 11.3):
ΔПvрп = (VРП1 - VРПо) × (Цо - Со) = ____________________________________
ΔПц = (Ц1 - Цо) × VРП1) = ______________________________________________
ΔПс = - (С1 - Со) × VРП1 = _____________________________________________
Таблица 11.3.
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Изделие | Объем продаж, шт. | Цена изделия, тыс. грн. | Себестои-мость изде-лия, тыс.грн. | Сумма прибыли, тыс. грн. | Изменение суммы прибыли, тыс. грн. | |||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | общее | В том числе за счет | |||
объема продаж | цены | себестоимости | ||||||||||
А | 5,0 | 6,0 | 4,0 | 4,8 | +4600 | +2091 | +12546 | -10037 | ||||
Б | 3,1 | 3,7 | 2,6 | 3,1 | -1480 | -2070 | +3542 | -2952 | ||||
и т.д. | ||||||||||||
Итого | - | - | - | - | +3120 | +21 | +16088 | -12989 |
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 11.3 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
После этого необходимо детально изучитьпричины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
11.3.Анализ рентабельности.
Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют _____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели рентабельности определяются __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели рентабельности можно рассчитывать и по отдельным структурным подразделениям, и по видам деятельности.
Источники информации для анализа рентабельности:
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
ü __________________________________________________________
Задачи анализа рентабельности:
1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
4. __________________________________________________________
5. __________________________________________________________
Выбор и последовательность анализа определяется его заданием. Для оценки резервов деятельности предприятия анализируют рентабельность реализации продукции для изучения производства отдельных видов продукции с точки зрения спроса на них, целесообразность их выпуска – рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения.
Необходимо изучать уровень рентабельности ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменения рентабельности отдельных видов продукции осуществляется под влиянием различных факторов (рис.11.4).
Рис.11.4. Структурная схема рентабельности единицы изделия.
Факторы изменения цены реализации и себестоимости изделия считаются факторами первого, а все другие – факторами второго порядка. Определение влияния факторов первого порядка проводится методом цепных подстановок или методом абсолютных разниц.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) _____________________________________________________________
_______________________________________________________________
2) _____________________________________________________________
3) _____________________________________________________________
Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) Rз ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прп ЧПрп ЧДП
Rз = -------- , или Rз = -----------, Rз = ------------. (11.3)
Зрп Зрп Зрп
Она показывает, _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прп ЧП ЧДП
Rоб = -------- , или Rоб = -----------, или Rоб = ------------. (11.4)
В В В
Рентабельность (доходность) капитала __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БП ЧП ЧДП
RKL = -------- , или RKL = -----------, RKL = ------------. (11.5)
KL KL KL
В процессе анализа следует _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Прп = f (VВПобщ , Удi, Цi, Сi)
Rз = -----------------------------------------. (11.6)
Зрп = f (VВПобщ , Удi, Сi)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 11.2 и 11.3:
П0 (при VВПобщ0 , Уд0, Ц0, С0)
R0 = ----------------------------------------- =
З0 ( при VВПобщ 0, Уд0, С0)
Пусл1 (при VВПобщ1 , Уд0, Ц0, С0)
Rусл1 = ----------------------------------------- =
Зусл1 ( при VВПобщ 1, Уд0, С0)
Пусл2 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц0, С0)
Rусл2 = ----------------------------------------- =
Зусл2 ( при VВПобщ 1, Уд1, С0)
Пусл3 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц1, С0)
Rусл3= ----------------------------------------- =
Зусл3 ( при VВПобщ 1, Уд1, С0)
П1 (при VВПобщ1 , Уд1, Ц1, С1)
R1 = ----------------------------------------- =
З1 ( при VВПобщ 1, Уд1, С1)
ΔRобщ = R1 – R0 = ________________________________________________
ΔRvрп= Rусл1 – R0 = _______________________________________________
ΔRуд= Rусл2 – Rусл1 = ______________________________________________
ΔRц= Rусл3 – Rусл2 = ______________________________________________
ΔRс= R1 – Rусл3 = ________________________________________________
Полученные результаты свидетельствуют о том, что __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Затем следует сделатьфакторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Пi VPПi (Цi - Сi) Цi - Сi Цi
R = ----- = --------------------- = -------------- = ------- - 1. (11.7)
Зi VPПi · Сi Сi Сi
Рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности i-го изделия можно способом цепной подстановки.
R0 =
Rусл =
R1 =
Общее изменение рентабельности по i-му изделию:
ΔRобщ = ____________________________________
в том числе за счет изменения:
а) среднего уровня отпускных цен
ΔRц = ______________________________________
б) уровня себестоимости продукции
ΔRс = ______________________________________
Расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, из которых видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.