Создание рекламных текстов
Оценка издания, в котором вы планируете размещать свою рекламу.
Подготовительный этап
Подготовка рекламных текстов
Многие составители рекламных текстов в начале своей работы тратят достаточно много времени на поиск стиля. Гораздо важнее добиться правильного содержания самого объявления. Вы можете использовать крылатые фразы и фразеологические обороты, можете играть словами. Однако этого далеко не достаточно для передачи смысла основной мысли в короткой и сжатой форме. Помните о том, что в среднем человек тратит менее 1 секунды на просмотр рекламного объявления. И ваша задача состоит в том, чтобы привлечь его внимание за это время. Потребитель хочет знать, какую выгоду он может получить. Поэтому используйте короткие выразительные слова и будьте как можно лаконичнее. Интересный рекламный текст доставляет настоящее удовлетворение от чтения и, в то же время, сообщает вам что-то, чего вы раньше не знали, но чему вы все-таки верите. Ценным можно назвать текст, который удивляет, при условии, что он всегда звучит искренне.
Этапы подготовки рекламного текста
Перед началом написания текста необходимо собрать сведения как о товаре, так и о носителе, в котором будет опубликована реклама. Можно выделить несколько компонентов этого подготовительного этапа.
- Стиль, использование специальной терминологии, вид используемых иллюстраций и подписей к ним, предпочтение рисункам или фотографиям. Качество печати. Целевая аудитория. Общий стиль издания.
- Размер модуля, его цветность и место расположения объявления.
2. Оценка товара:
- Особенности самого товара, сырья, производственных процессов и т.п.
- Результаты исследований рынка - что важно для покупателей.
- Рекламные кампании конкурентов, слабые и сильные стороны.
- Предыдущие рекламные кампании.
Собрав всю необходимую информацию на предварительном этапе, необходимо ответить на несколько вопросов перед тем, как вы приступите к написанию самого текста:
- Кто ваша целевая аудитория (т.е. к кому вы обращаетесь)? Не какая-то абстрактная группа, а конкретные люди.
- Какое предложение вы хотите им сделать (т.е. что вы хотите сказать)? Старайтесь свести обращение к одной мысли. Слог, конкретные слова, ритмика и т.п. - это все про то "как сказать". Думайте над тем, "что сказать".
- Какое доказательство необходимо привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит?
- Какое конечное впечатление вы хотите оставить?
Структура рекламного текста
Существует примерная схема, по которой обычный человек просматривает печатную рекламу:
1) Перед тем, как читать заголовок, люди смотрят на иллюстрации. И чем больше говорит иллюстрация, тем больше информации вы сразу же смогли передать. Помните, что средний читатель затрачивает на большинство рекламных объявлений менее 1 секунды. Это все время, которым вы располагаете, чтобы "прокричать" о том, что у вас есть товар, нужный читателю.
2) Далее взгляд читателя останавливается на заголовках. Даже картины великих художников имеют маленькую табличку с названием картины, именем автора. Заголовки считаются выразительными, если они взаимодействуют с иллюстрацией (т.е. дополняют или доказывают смысл) и если они не повторяют то, о чем говорит иллюстрация. Хорошее рекламное объявление должно выполнять роль плаката - никогда не рассчитывайте на то, что читатель будет просматривать текст, написанный мелким шрифтом, чтобы понять суть информации.
3) Следующая остановка внимания читателя - подпись под иллюстрацией. Она должна подчиняться следующим правилам:
- не говорите о том, чего читатель не может видеть;
- не описывайте того, что глаз может наверняка вычислить сам;
- назовите действующих лиц;
- используйте подпись так, чтобы она направляла внимание читателя на текст.
4) Подзаголовки и более мелкие иллюстрации. Делайте их такими, чтобы они били в одну точку и основывались на фактах. Факты убеждают, а обобщения и натяжки - нет. Выделяют два типа заголовков:
Слоган. Обычно определяется как краткое, простое и легкое для произнесения выражение, которое содержит в качестве главного элемента название товара, его категорию, название или место его продажи. Он также суммирует преимущества товара для создания краткого сообщения, которое легко запоминается. Слоган отражает сущность, философию рекламодателя, ее корпоративную политику.
Существует ряд требований, предъявляемых к слогану:
- быть кратким,
- запоминаемым,
- содержать название торговой марки и
- легко переводиться на другие языки.
Ряд факторов влияет на запоминание слогана: средняя длинна, которая не должна превышать 6 слов, и использование стилистических приемов (некоторые из них будут рассмотрены ниже).
Заголовок. Самая важная часть рекламы. В нем обычно выражаются основное предложение и рекламный аргумент. Помните о том, что приблизительно 80% читателей, просмотрев заголовок, не читают основной рекламный текст. Заголовок должен
- привлечь внимание,
- вызвать интерес,
- выявить целевую группу,
- идентифицировать товар и
- "продать" его.
Заголовки можно разделять в зависимости от типа используемых коммуникативных приемов:
1. Заголовок - вопрос. Здесь вопрос задается в заголовке, а решение его можно найти в основном текстовом блоке (ОТБ). Часто они начинаются со слов "как" или "почему". Также используются конструкции типа "можете ли вы" и т.п. Этот тип заголовков связан с потребностью человека в познании нового (любопытством).
2. Заголовок - отрицание. Он строится по следующей модели: в начале заголовка делается утверждение, которое полностью отрицается в конце. Иногда эта модель может быть иной: первая фраза положительна, а вторая отрицательна.
3. Заголовок - демонстрация. Через него обычно происходит демонстрация товара. Это реализуется посредством указательных местоимений.
4. Заголовок - суперутверждение. Использовать его рекомендуется только в тех случаях, когда фирма уверена полностью в качестве своего товара. (Express mail: Когда мы говорим, что доставим письмо за ночь, мы имеем в виду за ночь).
5. Заголовок - решение проблемы.
6. Заголовок - свидетельское показание.
7. Заголовок с разными вариантами использования названия марки товара.
8. Заголовок - юмор.
Как и говорилось выше, одной из основных задач заголовка является привлечение внимания. Этого можно добиться за счет использования следующих стилистических приемов:
1. Аллюзия - прием, в котором эффект привлечения внимания достигается через обращение к уже известным читателю названиям книг, фильмов, пословиц, высказываниям и т.п.
2. Анафора - прием, связанный с повторением одинаковых элементов (букв, слов, словосочетаний).
3. Антиципация - прием, в котором в одном предложении используется одно слово с разным, а иногда и противоположным значением.
4. Антитеза определяется как связь и сопоставление противоположных друг другу идей. Пример - связь взаимоисключающих понятий (Маленькая большая машина. Рено 6TL).
5. Если с случае с антитезами используются противоположные по смыслу слова (антонимы), то с случае с паронимами - близкие по звучанию.
6. Градация - ряд конструкций, накладываемых друг на друга по восходящей или нисходящей
7. Тропы - слова или выражения, которые употребляются в переносном смысле. К ним относят метафоры - перенесение свойств одного предмета на другой на основе некоторого сходства (Citibank: Умные деньги знают куда пойти) и сравнения (Колготки от Milfin - прозрачнее кристалла).
5) Основной текстовый блок (ОТБ)
Задача ОТБ - это подтверждение главной мысли соответствующими фактами. Его структуру можно представить в виде следующей схемы:
- сначала вы побуждаете читателя обладать этим товаром,
- затем убеждаете, что он много выиграет от покупки,
- а в конце говорите, что нужно сделать, чтобы обладать этим товаром.
Вот лишь некоторые советы по составлению ОТБ:
- Хороший текстовый блок начинается с середины - не повторяйте того, что уже было сказано в заголовках или то, о чем читатель уже догадался.
- Говорите о читателе, его надеждах и проблемах.
- главная цель рекламного объявления - заставить людей действовать. Для этого нужны факты, представленные ярко, благожелательно и с непререкаемой логикой. Не забудьте и про эмоции.
- основными темами, которые привлекают внимание читателя являются секс, деньги, катастрофы, знаменитости, развлечения, юмор, скандалы. Старайтесь обыграть их, составляя ОТБ.
6) Эхо-фраза
Это заключительная часть в печатной рекламе. Ее целью является повторение главной части мотива в объявлении. Она также позволяет повторить или интерпретировать основное обращение или аргументацию с помощью слогана, отдельной фразы или только названия торговой марки. У создателя рекламного текста есть три варианта, которыми можно закончить рекламу:
- использовать только название торговой марки;
- использовать название торговой марки и слогана фирмы;
- использовать название торговой марки и слогана фирмы, специально составленный для этой рекламы.
В последнем случае возможно использование отдельного предложения как полного слияния с заголовком или повторение главной идеи рекламы в обобщенном виде.