По итогам оценки можно построить диаграмму дающую наглядное представление о конкурентных позициях фирмы (также лепестковую или гистограмму). Пример.

Предлагаемую кафедрой методику оценки конкурентоспособности товаров предваряют основные концепции оценки, которые можно сформулировать следующим образом.

Во первых, целесообразно определиться с тем, когда и в какой мере требуются такие оценки, как конкурентоспособность товаров и их качество. Многофункциональность показателя конкурентоспособности требуется не всегда. При решении ряда частных задач технического, экономического или организационного характера для выбора рационального (или оптимального) решения зачастую требуется не такой "комплексный" критерий, как конкурентоспособность, а один из "легких" локальных критериев, входящий составной частью в конкурентоспособность. Целесообразно на первом этапе отработки изделия на конкурентоспособность определять качественные показатели конкурентоспособности, а на втором, заключительном этапе, оценивать общую конкурентоспособность используя и экономические показатели. Т.е. необходима возможность раздельно оценить соотношение качественной и экономической компонент в общем показателе конкурентоспособности. Это является первым концептуальным положением оценки конкурентоспособности.

Второе концептуальное положение связано с обеспечением независимости оценки конкурентоспособности от личности субъекта, производящего эту оценку. Такими субъектами в первую очередь являются потребитель товара и его производитель, подходы которых к оценке конкурентоспособности могут несколько отличаться, особенно в случаях выпуска продукции широкого применения с обезличенным заказчиком. Поэтому второе концептуальное положение оценки конкурентоспособности регламентирует наличие такого механизма, который предоставлял бы возможность реальному покупателю в процессе оценки учитывать специфику его восприятия товара. Такая независимая оценка вызывала бы его полное доверие.

Оценку конкурентоспособности товара нельзя строить на простом сопоставлении его свойств с каким-либо аналогичным конкурирующим товаром. Даже доказав свои преимущества над конкурентом нельзя быть уверенным, что товар является лучшим на рынке, он только лишь лучше, чем у рассматриваемого конкурента и только по ограниченному набору потребительских свойств. Покупателя интересует место товара на рынке по всему комплексу потребительских свойств. В связи с этим возникает очень спорный вопрос о том, с чем сопоставлять оцениваемый товар. Очень важно, что преимущества одного товара перед другим должны выражаться не в абсолютных величинах, а в относительных на какой-либо общепринятой шкале, например, от 0 до 100. При этом сразу воспринимается, что товар с оценкой 0 или близкой к нему является неконкурентоспособным, а с приближением оценки к 100 его конкурентоспособность соответственно возрастает. На такой шкале оценивается конкурентоспособность всех товаров, что делает ее сопоставимой и удобной для пользования. В качестве базы для сравнения может быть принят некий эталонный товар для группы однотипных товаров. Эталонный товар синтезирует в себе лучшие показатели этой группы товаров. Тогда абсолютная конкурентоспособность представляет собой величину удаленности по значениям показателей оцениваемого товара от эталонного, т.е. чем больше они отличаются друг от друга, тем ниже конкурентоспособность.

Третье концептуальное положение может быть сформулировано следующим образом: в качестве независимой базы (точки отсчета) оценки конкурентоспособности принимается эталонный товар, как бы синтезирующий в себе лучшие показатели однотипной группы товаров.

Приведенные концепции положены в основу предлагаемой методики оценки конкурентоспособности товаров.