Порядок приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание

Глава II. Основные задачи деятельности Центра

Основными задачами деятельности Центра являются:

1. Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром.

2. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т. д.), общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т. д.) и религиозными организациями и объединениями.

3. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

4. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию.

5. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.

6. Трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации.

7. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий региона.

8. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.

9. Осуществление мероприятий по повышению профессий начального уровня работников Центра.

Глава Ш. Структурные подразделения Центра

3.1. Общие положения

3.1.1. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет). В Центре могут создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам.

Структурные подразделения Центра в своей деятельности под­чиняются директору Центра.

3.1.2. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:

· выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;

· оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;

· содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;

· осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

· обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.

3.1.3. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.

Контроль за деятельностью структурных подразделений осуще­ствляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения,

Госсанэпиднадзора, финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции.

4. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (иа срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

5. Зачисление граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра на основании документов, указанных в п. 1.10 настоящего Положения.

6. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

7. Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг.

При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их за­конным представителям должны быть разъяснены последствия при­нятого решения и получено письменное подтверждение о получе­нии ими такой информации.

Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их закон­ными представителями в органы управления социальной защиты населения, а также в суд.

8. Питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания.

9. Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях.

3.1.10. Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре, осуществляется в соответствии с примерными образцами документов (приложение № 2 к настоящему Положе­нию).

3.2. Отделение социального обслуживания на дому

3.2.1. Отделение социального обслуживания на дому[6][6] создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Деятельность Социального отделения направлена на макси­мально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.

2. Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни.

3. Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

4. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

Должность социального работника вводится из расчета обслу­живания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 — в сельской местности или городском секторе, не имеющем ком­мунально-бытового благоустройства.

К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работ­ников, и пропорциональной оплатой труда.

Территории, обслуживаемые социальными работниками, и гра­фик работы этих работников утверждаются при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2 раз в неделю заведующим Социальным отделением с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их прожи­вания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, обще­ственного питания и бытового обслуживания.

3.3. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому

3.3.1. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому[7][7] предназначается для временного (до 6 меся­цев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказа­ния доврачебной медицинской помощи в надомных условиях граж­данам, частично или полностью утратившим способность к самооб­служиванию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися проти­вопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому. Противопоказанием к принятию на обслуживание Специа­лизированным отделением является наличие заболеваний, указан­ных в пункте 3.1.6 настоящего Положения.

3.3.2. Специализированное отделение выполняет следующие за­дачи:

• оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

· наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику при обострении у них хронических заболеваний;

· оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;

· обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Работа Специализированного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями органов здра­воохранения и комитетами Общества Красного Креста.

3. Специализированное отделение создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 30 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства,

4. Для оказания социально-бытовых и доврачебных медицинских услуг гражданам на дому в штат Специализированного отделения вводятся должности социальных работников и медицинских сестер.

На должности социальных работников принимаются лица, про­шедшие соответствующую подготовку по установленной программе. На должности медицинских сестер могут приниматься студенты, (с 4-го курса) медицинских вузов.

3.3.5. Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5 граждан, проживающих в городской местности, и 3 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.

Должность медицинской сестры вводится из расчета обслужива­ния одной медицинской сестрой 10 граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городской местности, и 5 граждан, про­живающих в сельской местности или в городском секторе, не имею­щем коммунально-бытового благоустройства.

Территория обслуживания и график работы социальных работ­ников и медицинских сестер устанавливаются заведующим Специа­лизированным отделением с учетом тяжести состояния обслуживае­мых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности про­живания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учрежде­ний органов здравоохранения.

Периодичность посещения социальными работниками обслуживае­мых граждан на дому устанавливается заведующим Специализирован­ным отделением по согласованию с медицинской сестрой этого отделе­ния, оказывающей гражданам помощь, но не реже 3—4 раз в неделю.

Периодичность посещения обслуживаемых граждан медицин­скими сестрами Специализированного отделения устанавливается заведующим этим отделением по согласованию с лечащим (участко­вым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.

3.3.6. К видам услуг, оказываемых Специализированным отделением, относятся:

· оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях, в случае госпитализации;

· проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

· осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;

· оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);

· смена нательного и постельного белья;

· забор материалов для проведения лабораторных исследований;

· кормление ослабленных граждан;

· другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях.

3.3.7. Медицинские сестры Специализированного отделения осуществляют свою работу по согласованию с учреждениями орга­нов здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые гра­ждане. Учреждения здравоохранения могут при наличии соответст­вующей договоренности обеспечивать медицинских сестер инстру­ментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами ме­дицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказа­ния доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодей­ствующих препаратов, и оказывать медицинским сестрам организа­ционно-методическую помощь.

Для оказания доврачебной помощи Специализированное отде­ление должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильнодействующих) и перевязочных средств.

Выполнение медицинскими сестрами Специализированного от­деления обслуживаемым гражданам плановых медицинских назна­чений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.

3.4. Отделение дневного пребывания

1. Отделение дневного пребывания[8][8] является пол у стационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

2. В штат Дневного отделения вводятся должности культорганизатора, медицинской сестры, инструктора по трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.

3. Дневное отделение создается для обслуживания от 25 до 35 граждан.

4. Продолжительность обслуживания Дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель.

5. В Дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т. д.

6. Для организации отдыха граждан в Дневном отделении, при наличии необходимых площадей, оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных принадлежностей.

7. Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

3.5. Отделение срочного социального обслуживания

1. Отделение срочного социального обслуживания1 предназначается для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. '

2. В штат Срочного отделения вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а также психолога и юриста.

3. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

· разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;

· обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

· разовое оказание материальной помощи;

· оказание экстренной доврачебной медицинской помощи;

· содействие в получении временного жилого помещения;

· оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав;

· оказание экстренной медико-психологической помощи, в том числе по телефону доверия;

· предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;

· оказание других форм срочной социальной помощи, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

4. На территории, обслуживаемой Центром, работниками Срочного отделения может осуществляться выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью последующего предоставления им этой помощи.

5. Срочное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.

6. Деятельность Срочного отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

3.6. Социально-реабилитационное отделение

1. Социально-реабилитационное отделение[9][9] предназначается для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.

2. Основной задачей Реабилитационного отделения является поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

3. Реабилитационное отделение осуществляет следующие функции:

· прием и размещение граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, пола, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-бытовых услугах;

· оказание квалифицированного ухода;

· организация рационального (диетического) питания с учетом состояния здоровья и возраста;

· проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий;

· осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса;

· проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;

· организация досуга.

4. Реабилитационное отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан.

5. Реабилитационное отделение может размещаться на базах учреждений органов здравоохранения, профилакториев, домов-отдыха, в т.ч. на условиях аренды помещений.

Помещения Реабилитационного отделения должны обеспечи­вать необходимые условия для осуществления социально-реабили­тационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культур­ных мероприятий.

6. Для осуществления реабилитационных мероприятий в Реабилитационном отделении организуются кабинеты; терапевтический, физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры и т. д.

7. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия в Реабилитационном отделении осуществляются с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения.

Выполнение медицинских процедур гражданам производится только по назначению врачей Реабилитационного отделения или учреждений здравоохранения.

Реабилитационные мероприятия инвалидов проводятся с учетом их индивидуальной программы реабилитации.

8. Продолжительность пребывания в Реабилитационном отделении граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

9. Оказание медицинских услуг гражданам в Реабилитационном отделении осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование и лицензию на этот вид деятельности и состоящими в штате Реабилитационного отделения. К работе в Реабилитационном отделении могут привлекаться, на условиях трудового договора (контракта), студенты (с 4-го курса) медицинских вузов, а для оказания консультативной помощи обслуживаемым — специалисты лечебно-профилактических и иных учреждений органов здравоохранения.

10. Состояние граждан, находящихся в Реабилитационном отделении, предоставляемые им услуги, проводимые оздоровительно-реабилитационные мероприятия и их эффективность отражаются в индивидуальном журнале наблюдения.

11. Сотрудники Реабилитационного отделения обеспечиваются спецодеждой по нормам, предусмотренным для работников домов-интернатов органов социальной защиты населения.

3.7. Социальная столовая

1. Социальная столовая[10][10] предназначается для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малообеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами[11][11].

2. Правом пользования услугами Столовой имеют граждане, проживающие или временно находящиеся на территории, обслуживаемой Центром, в том числе лица без определенного места жительства.

3. Обслуживание граждан Столовой может производиться на временной или разовой основе. Продолжительность обслуживания устанавливается руководством Центра в зависимости от пропускной способности Столовой, очередности на обслуживание и финансовых возможностей.

4. Штатное расписание Столовой составляется в зависимости от планируемых численности обслуживаемых граждан и объемов реализуемой продукции, а также характера предоставляемых услуг.

Режим работы Столовой утверждается директором Центра.

3.7.5. Столовая должна быть обеспечена помещениями, оборудованием и инвентарем, необходимыми для осуществления в соответствии с действующими нормативными требованиями технологических процессов приготовления пищи и организации питания граждан.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к орга­низации работы Столовой, должны соответствовать Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, утвержденной приказом Минсоцзащиты России от 20 июля 1995 г. № 170.

Все работники Столовой в обязательном порядке проходят ме­дицинское обследование в соответствии с действующими требова­ниями.

Работники Столовой обеспечиваются специальной одеждой со­гласно действующим нормативам.

6. Для осуществления работы Столовой ее заведующий может действовать от имени Центра по доверенности, выдаваемой директором Центра.

7. Для снижения себестоимости продукции Столовой могут применяться:

· заключение прямых договоров с сельскохозяйственными предприятиями и предприятия ми-производителям и;

· использование средств, получаемых за счет предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам, а также по уплате налогов, перечисляемых в местный бюджет.

При Центре может создаваться резервный фонд Столовой, предназначенный для покрытия возможных убытков. Формирова­ние фонда осуществляется путем отчислений из внебюджетных средств, получаемых от предпринимательской деятельности и опла­ты услуг, предоставляемых Центром, а также из других внебюджет­ных поступлений. Размер фонда и отчислений в фонд устанавлива­ются директором Центра.

3.7.8. Столовая может организовывать обслуживание по заказам, производить продукцию для выездной торговли, реализовывать полуфабрикаты, выпечку, продукты питания собственного и промышленного производства, а также заниматься иной деятельностью в сфере обеспечения питанием населения, не противоречащей действующему законодательству и своим целям.

Продукцией Столовой (горячими обедами, полуфабрикатами, продуктовыми наборами) могут обеспечиваться граждане, посещаю­щие Дневное отделение Центра, а также обслуживаемые Центром на дому. Доставка продуктов питания гражданам на дом и в Днев­ное отделение производится работниками этих отделений.

При наличии возможностей в Столовой организуется приготов­ление диетического питания.

3.7.9. Питание граждан в Столовой может быть организовано методами самообслуживания или обслуживания официантами.

По желанию граждан обеды в Столовой могут им выдаваться на дом.

Питание в Столовой лиц без определенного места жительства организуется в выделенном для этой цели отдельном помещении или в общем обеденном зале в специально отведенное время с ис­пользованием отдельной посуды и проведением соответствующей ее обработки после использования.

3.7.10. Зачисление граждан на временное обслуживание Столовой рекомендуется осуществлять на основании данных о размере их

среднедушевого дохода, а отпуск продукции Столовой — на основа­нии документа, удостоверяющего их личность. Сведения о сроках обслуживания граждан Столовой и количестве дней посещений ими Столовой вносятся в учетную карточку, хранящуюся в Столовой.

При разовом обслуживании граждан Столовой отпуск ее про­дукции производится при предъявлении талона на питание.

3.7.11. Услуги, предоставляемые Столовой, рекомендуется ока­зывать гражданам бесплатно, на льготных условиях или условиях полной оплаты.

Бесплатно услугами Столовой могут пользоваться граждане, размер среднедушевого дохода которых ниже прожиточного мини­мума, установленного для данного региона.

На льготных условиях услугами Столовой могут пользоваться граждане, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, а на условиях полной опла­ты — свыше 150 процентов прожиточного минимума, установлен­ного для данного региона.

Размер снижения стоимости продукции Столовой устанавлива­ется руководством Центра.

Оплата услуг, предоставляемых Столовой, производится с ис­пользованием кассового аппарата или на основании приходного ордера.


 

Утвержден приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 19 января 1982 г. № 8

Сб. приказов и инструктивных материалов Министерства социального обеспечения, М., 1982.

[Извлечение]

2. На временное проживание принимаются престарелые гражда­не (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет независимо от наличия родственников, обязанных по закону содержать их.

Прием производится в соответствии с Инструкцией о медицин­ских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласо­ванной с Госкомтрудом СССР 5—7 сентября 1978 г.

№ 06-14/12/2495-МК: по путевке Министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Ленинградского город­ского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения.

Путевка выдается на основании тех же документов, которые предусмотрены для престарелых и инвалидов, принимаемых в до­ма-интернаты на постоянное проживание.

В заявлении о приеме в дом-интернат указывается срок прожи­вания.

7. Пенсионерам, временно проживающим в доме-интернате пенсия выплачивается на тех же основаниях, что и проживающим в этих учреждениях постоянно.

8. По истечении установленного срока проживания престарелые и инвалиды выписываются на прежнее место жительства. Вопрос об оставлении их на постоянное проживание решается в общем порядке.


Приказ Министерства финансов РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»

Финансовая газета. 2000. № 23.

В целях надлежащего обеспечения поставленных перед кон­трольно-ревизионным аппаратом Министерства финансов Россий­ской Федерации задач и единообразия организации проводимых ре­визий и проверок приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ре­визии и проверки контрольно-ревизионными органами Министер­ства финансов Российской Федерации.