Понятие о неполном предложении

Вопрос об эллиптических предложениях.

Разновидности неполных предложений.

Понятие о неполном предложении.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лекция 17

Традиционно неполными предложениями считают такие предложения, которые имеют неполный состав членов предложения (главных или второстепенных), необходимых для выражения законченной мысли. Другими словами, это предложения с пропущенными членами предложения, которые можно восстановить из контекста или речевой ситуации.

Чтобы понять сущность неполных предложений, нужно ответить на три важных вопроса: что такое неполнота, как она определяется, чем она обусловлена.

Рассмотрим это на конкретном примере: Пришла Маша на лекцию? – Пришла.

Первое предложение является структурно полным, оно содержит все необходимые главные и второстепенные члены предложения. Полным оно является и по смыслу. Второе предложение является структурно неполным. В нем пропущено подлежащее и обстоятельство. Именно они опущены, так как относятся к теме, а в ответе сохранена рема..

Как мы определили структурную неполноту предложения? По двум факторам: 1) по контексту, т.е. не по самому предложению, а по предыдущему, в котором были обнаружены недостающие члены предложения. Т.е. было произведено сравнение данного предложения с предыдущим, полным. Как писал Пешковский, неполные предложения «в сознании нашем всегда равняются полным»; 2) по самому предложению, вне контекста. Неполные предложения являются по форме структурно незавершенными, в нем нарушены грамматические связи. Форма сказуемого предполагает связь (координацию) с подлежащим, но она в предложении не реализована, так нет соответствующего члена предложения.

С точки зрения смысла такие предложения также отличаются неполнотой. Если посмотреть на неполное предложение «изнутри», вырвав его из контекста, опустив соседние предложения, то оно будет выглядеть недостаточным по смыслу. Если предложение останется включенным в контекст, то , то неполное предложение оказывается информативно достаточным, не препятствует полноценному общению. Оно не нуждается в этом отношении в формальном восстановлении отсутствующих членов предложения. Недаром некоторые ученые отрицают сам термин «неполные», полагая, что таких предложений в русском языке быть не может.

Причины неполноты. Неполнота предложений связана с их употреблением. Они употребляются в разговорной речи, главным образом в диалоге (непосредственном общении), когда понимание мысли обеспечивается контекстом или речевой ситуацией. В них говорится о наблюдаемых или ожидаемых явлениях, они могут быть обусловлены общностью интересов собеседников, знанием темы, в устной речи сопровождаются жестами, мимикой. Кроме того, говорящий может спешить, поэтому не всегда облекает мысль в обработанные типические формы, экономит речевые усилия. С другой стороны – повтор одних и тех же слов в диалоге создает многословие, речевую избыточность.

Итак, подведем некоторые итоги.

1. Деление предложений на полные и неполные основано не столько на семантике предложений, сколько на их структуре (по наличию или отсутствию необходимых членов предложения). Структурно полные предложения могут быть неполными семантически. Неопределенно-личные или определенно-личные предложения нельзя считать неполными, так как в них присутствуют все структурно необходимые элементы.

2. Опущенный член предложения в неполном предложении восстанавливается из контекста или из ситуации. Структурная неполнота проявляется в грамматической незавершенности неполных предложений, в нарушении синтаксических связей его членов.

3. Неполнота предложений – понятие условное. Не следует считать неполные предложения ущербными. Неполнота не мешает им служить целям общения, так как отсутствующие части легко восстанавливаются, поэтому неполные предложения воспринимаются как естественная часть речи.

4. Неполные предложения возникают в разговорной речи, в непосредственном общении, в диалоге, где они имеют свое особое назначение: придают речи живость, естественность, непринужденность, динамичность, лаконичность, передают самое важное, актуальное для говорящего. Поэтому в неполном предложении сохраняются те члены, которые соответствуют реме высказывания и опускаются (полностью или частично) те члены предложения, которые выражают тему.

Полное и неполное предложения следует рассматривать как варианты одного и того же предложения, реализуемые в определенных условиях. Их сопоставление помогает установить структуру неполного предложения, принадлежность его к тому или иному виду односоставных или двусоставных предложений.