Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова
Примыкание. Виды примыкания. Вопрос о падежном примыкании.
6. Понятие членимых и нечленимых словосочетаний. Основные признаки нечленимых словосочетаний
7. Цельные словосочетания (неделимые)
В зависимости от того, какое слово является главным в СС, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:
Глагольные словосочетания
1. Глагольные словосочетания с именем существительным (глагольно-субстантивное):
а) беспредложные (например: читать книгу, искать покоя, писать брату, рубить топором);
б) предложные (например: стоять у дороги, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).
2.Глагольные словосочетания с инфинитивом(глагольно-глагольное): предложить выучить, просить принести.
3.Глагольные СС с наречием (глагольно-адвербиальные): поступать справедливо, заниматься вдвоем.
Именные словосочетания
I. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
1. С именами существительными (субстантивно-субстантивные):
1)беспредложные ( тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);
2)предложные (вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);
2. С именами прилагательными (субстантивно-адъективные): полезная книга, местоименными прилагательными (субстантивно-прономенальные): наша страна, порядковыми числительными (субстантивно-количественные): вторая аудитория, причастиями: выполненная работа;
3. С наречиями (субстантивно-адвербиальное): прогулка верхом, судак по-польски;
4.С инфинитивом (субстантивно-глагольное): желание учиться, умение рисовать.
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
1. С именами существительными:
1)беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);
2)предложные (способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);
2. С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);
3.С инфинитивом ( способный работать, готовый услужить).
СС с числительным в роли главного слова (количественные) (две книги, оба друга, трое в шинелях, третий из спутников).
4. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из студентов, нечто новое).
Наречные словосочетания (адвербиальные)
1. Словосочетания с наречием (адвербиально-адвербиальные) (очень удачно, по-прежнему хорошо).
2.СС с именами существительными (адвербиально-субстантивное) (далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).
Приведенная схема не касается деталей. Так, в глагольных СС в роли зависимого слова может выступать деепричастие (идти оглядываясь, говорить улыбаясь).
Не все типы СС одинаково продуктивны в современном русском языке. Так, очень продуктивны именные словосочетания с предлогом по и дательным падежом, например: товарищ по работе, родственник по мужу, специалист по рыболовству, инспектор по кадрам, показатели по успеваемости и т.п. Некоторые из них являются новообразованиями, стилистически не всегда полноценными (ср.: показатели успеваемости — показатели по успеваемости).
С другой стороны, непродуктивными следует считать в настоящее время СС с дательным падежом без предлога типа корм лошадям (ср.: корм для лошадей), СС с предлогом о и предложным падежом, выражающие атрибутивные отношения, типа стол о трех ножках (ср.: стол с тремя ножками) и некоторые другие.