Вариации качественных, но не альтернативных признаков
Показатели тесноты связи между признаками
Классификация подходов и методов анализа парных взаимосвязей между признаками
Тип получаемой информации зависит от типа вопросов в анкете и соответственно выбора шкал измерения показателей.
Неформализованные или описательные характеристики или качественные, то есть атрибутивные, оценки могут быть получены при использовании шкал наименований. А количественная информация – при использовании порядковых, интервальных или относительных шкал.
Соединение неформализованных характеристик с методами количественного анализа позволяет выявить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и обосновать выбор наиболее эффективного маркетингового решения.
Результативные показатели | Шкалы измерения признака | Показатели тесноты связи результативных показателей с признаками | ||
Альтернативные | Качественные | Количественные | ||
Альтернативные | Наименований | A, k | C | - |
Качественные | Наименований | C | C | w |
Количественные | Порядковые | w | R | R |
Интервальные и относительные | w | w | η, r |
А – коэффициент ассоциации
k – коэффициент контингенции
С – коэффициент взаимной сопряженности Пирсона
R – ранговый коэффициент Спирмена
w – диссерийный коэффициент
η – эмпирическое корреляционное отношение
r – коэффициент корреляции Пирсона
Если исходные данные представлены в таблице, в которой 3 и более рядов, то для определения тесноты связи между этими признаками используется коэффициент взаимной сопряженности Пирсона, который рассчитывается по формуле:
где
Коэффициент взаимной сопряженности всегда положителен.
Пример: Приведена зависимость между оценкой уровня жизни респондентов и формой собственности предприятия, на котором они работают. Необходимо определить, существует ли связь между этими двумя показателями, рассчитав коэффициент взаимной сопряженности Пирсона.
Форма собственности предприятия | Оценка уровня жизни респондента | Итого | |||
Вполне удовлетворен | Скорее удовлетворен | Скорее неудовлетворен | Совсем не удовлетворен | ||
государственное | |||||
муниципальное | |||||
смешанное | |||||
частное | |||||
Итого |
Коэффициент Пирсона должен быть больше 0,5, чтобы подтвердить связь.
Вывод: 0,176<0,5, следовательно, взаимосвязи между уровнем жизни респондента и формой собственности предприятия, где он работает, нет.