Вариации качественных, но не альтернативных признаков

Показатели тесноты связи между признаками

Классификация подходов и методов анализа парных взаимосвязей между признаками

Тип получаемой информации зависит от типа вопросов в анкете и соответственно выбора шкал измерения показателей.

Неформализованные или описательные характеристики или качественные, то есть атрибутивные, оценки могут быть получены при использовании шкал наименований. А количественная информация – при использовании порядковых, интервальных или относительных шкал.

Соединение неформализованных характеристик с методами количественного анализа позволяет выявить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и обосновать выбор наиболее эффективного маркетингового решения.

Результативные показатели Шкалы измерения признака Показатели тесноты связи результативных показателей с признаками
Альтернативные Качественные Количественные
Альтернативные Наименований A, k C -
Качественные Наименований C C w
Количественные Порядковые w R R
Интервальные и относительные w w η, r

А – коэффициент ассоциации

k – коэффициент контингенции

С – коэффициент взаимной сопряженности Пирсона

R – ранговый коэффициент Спирмена

w – диссерийный коэффициент

η – эмпирическое корреляционное отношение

r – коэффициент корреляции Пирсона

Если исходные данные представлены в таблице, в которой 3 и более рядов, то для определения тесноты связи между этими признаками используется коэффициент взаимной сопряженности Пирсона, который рассчитывается по формуле:

где

Коэффициент взаимной сопряженности всегда положителен.

Пример: Приведена зависимость между оценкой уровня жизни респондентов и формой собственности предприятия, на котором они работают. Необходимо определить, существует ли связь между этими двумя показателями, рассчитав коэффициент взаимной сопряженности Пирсона.

Форма собственности предприятия Оценка уровня жизни респондента Итого
Вполне удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее неудовлетворен Совсем не удовлетворен
государственное
муниципальное
смешанное
частное
Итого

 

Коэффициент Пирсона должен быть больше 0,5, чтобы подтвердить связь.

 

Вывод: 0,176<0,5, следовательно, взаимосвязи между уровнем жизни респондента и формой собственности предприятия, где он работает, нет.