Модульное обучение

Проблемное обучение и деловые игры

 

Суть проблемного представления учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Деловая игра является формой воссоздания будущей профессиональной деятельности, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности. Игра является также формой моделирования реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Модуль – это логическая завершённая часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа учебной дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем.

оценка уровня знаний и профессионализма

 

Существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению и самообучению».

3. Структурный подход: «способность адаптации средств к цели».

Терстоун (1938 г.) с помощью статических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких признаков интеллекта:

1) СЧЁТНАЯ СПОСОБНОСТЬ, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2) СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) ГИБКОСТЬ, т.е. лёгкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова (коммуникабельность).

3) СЛОВЕСНОЕ (ВЕРБАЛЬНОЕ) ВОСПРИЯТИЕ, т.е. способность понимать устную и письменную речь.

4) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – способность представлять себе различные предметы и геометрические формы в пространстве.

5) ПАМЯТЬ, т.е. способность детально запоминать информацию и воспроизводить её из памяти, в случае необходимости.

6) СПОСОБНОСТЬ К РАССУЖДЕНИЮ, т.е. уметь логически мыслить и делать выводы из суждений в виде умозаключений.

7) БЫСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ сходств и различий между предметами и изображениями.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Наибольшей популярностью пользуется, так называемый, коэффициент умственного развития (интеллектуальности) IQ (intelligence quotient test), который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей человека со средними показателями своей возрастной или профессиональной группы. На основе расчётов соотношения умственного и хронологического возраста был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности «IQ». Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие показатели могут приближаться к нулю, а самые высокие – к 200. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, основная масса (68%) людей принадлежит к группе со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (10-84), или как высоко интеллектуальными людьми (116-180). В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорда-Бине и шкалы Векслера.

Самая тяжёлая форма слабоумия – идиотия (IQ £20), речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции и жесты. Средняя степень слабоумия называется имбецильностью (IQ = 20-50). Словарный запас имбецилов составляет не более 300 слов, они обучаемы и неплохо ориентируются в привычной для них житейской обстановке. Любят жениться, выходить замуж, нуждаются в опеке, склонны к подражанию, легко подвергаются внушению.

Дебильностью называют лёгкую степень слабоумия (IQ <75). Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Дебилами всё понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор, шуток не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических знаний им не даётся.

 

КРЕАТИВНОЕ (творческое) МЫШЛЕНИЕ

 

При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Творческая одарённость и творческая продуктивность характеризуются следующими параметрами:

· богатство мысли (количество идей в единицу времени);

· гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

· оригинальность;

· любознательность;

· способность к разработке гипотезы;

· фантастичность – оторванность ответа от реальности;

Интеллект и креативность (творчество) независимы друг от друга, они представляют собой различные способности человека, каждая из которых определяет процесс решения мыслительной задачи, но играет разную роль на различных этапах этого процесса. Вспышкам творческого озарения предшествует повышенная активность правого полушария мозга. Считают, что левое полушарие мозга обычно «подавляет, глушит разнообразие идей». Известны факты, когда великие открытия происходили во время «отключения» левого полушария, а именно во время сна, при сильных эмоциях, при выполнении тяжёлого физического труда и т.д.

 

Лекция №5

Языки программирования

как инструмент алгоритмизации и формализации.

Парадигмы программирования

 

В настоящее время языки программирования в зависимости от применяемой вычислительной модели делятся на четыре основные группы: