Дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Особенности аварий и катастроф на транспорте

Значительное количество ЧС происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном современного многоотраслевого хозяйства. На транспорте перевозится и всё то, что может гореть, взрываться и заражать окружающую среду.

Несмотря на соответствующую техническую оснащённость различных видов транспорта, с его работой связано большое количество аварий и катастроф, возникающих в нашем народном хозяйстве, приходится на транспорт.

Степень риска тех или иных несчастных случаев характеризуется числом таких случаев, происшедших за единицу времени. Так, подсчитано, что при передвижении на автобусах происходит 0,03 несчастных случая на 1 млн. человек в час, по железной дороге – 0,05, на частном транспорте – 0,6, на самолётах – 1,0, на мотоциклах – 9,0.

Выгодное географическое положение Республики Беларусь увеличивает риск возникновения транспортных ЧС.

Транспортные ЧС подразделяются на автомобильные, железнодорожные, авиационные, водные и трубопроводные.

Усилия человека в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают.

 

Захлестнувшая весь мир эпидемия ДТП наносит огромный материальный ущерб. Но главным бедствием ДТП является гибель людей. Ежегодно в мире в результате ДТП погибает 300 тыс. человек. Общее число лиц, получивших травмы, достигает 15 млн., причём, с каждым годом эта цифра возрастает. Смертность в результате происшествий на дорогах на 1000 населения по географическим регионам распределилась следующим образом: Европа – 80, Америка – 60, Африка – 23, Азия – 21, Океания – 4,3.

Анализ аварийности в Республике Беларусь за последние годы показывает, что проблема обеспечения безопасности людей на улицах и дорогах стоит крайне остро. Кстати, общая протяжённость дорог с твёрдым покрытием в республике составляет 77 тыс. км. В Республике Беларусь самый высокий из стран ближнего зарубежья показатель тяжести последствий ДТП – 19,4. Это доля погибших на 100 чел. Пострадавших. Данный показатель на порядок выше, чем в западных странах, таких как Англия (1,4), Швеция (3,4), Венгрия (6,1) (данные 1991г.). Другой показатель, широко применяемый в мире – число погибших в ДТП за год на 1 млн. зарегистрированных транспортных средств – составляет для Республики Беларусь 1031 (для сравнения: в Норвегии – 207, в Швеции – 217, в США – 261).

На протяжении последних лет дорожно-транспортный травматизм прочно лидировал среди причин гибели людей в Республике Беларусь.

Приведённые ниже цифры говорят сами за себя. В республике за период с 1980 по 1990 г. число ДТП возросло на 21,5%, в том числе количество раненых – 37,5% и количество умерших – почти в 1,5 раза. Так, в 1995 г. было зарегистрировано 7268 ДТП, в которых погиб 1781 человек (на 6,6% больше, чем в 1994 г.) и получили ранения 7457 человек (больше на 2,2%).

Распределение числа ДТП во времени совершения приобрело характер закономерности и практически не меняется уже многие годы. Наибольшее число (около половины) происшествий и пострадавших в них людей отмечается в июле-октябре.

Наиболее распространёнными видами ДТП в республике являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств и их опрокидывание. Так, например, в июне 1997 г. вблизи г. Кобрина (Брестская обл.) опрокинулся 2-х этажный автобус, в котором ехали дети. В результате аварии 66 детей пострадало, 4 погибло.

Борьба с неблагоприятными последствиями ДТП может быть эффективной при условии широкого внедрения комплекса научно обоснованных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.