Шариковые подшипники
Оценка подшипников качения
Классификация подшипников качения
Лекция 46. Подшипники качения
Иметь представление о достоинствах, недостатках, областях применения, конструкции, классификации и маркировке подшипников качения.
Иметь представление об особенностях рабочего процесса подшипников качения, о видах разрушений, критериях работоспособности.
Иметь представление о возможных схемах установки валов на подшипниках качения, о назначении деталей опор на подшипниках каченияу типе смазывания, конструкции уплотнений.
Знать формулы, физический смысл и обозначение входящих в формулы коэффициентов для расчета эквивалентной динамической нагрузки и долговечности; уметь ими пользоваться.
Подшипники качения состоят из внутренних и наружных колец, тел качения и сепаратов, отделяющих тела качения друг от друга.
Подшипники качения классифицируют
· по форме тел качения (шариковые и роликовые);
· по числу рядов тел качения (однорядные и двухрядные);
· по направлению воспринимаемой нагрузки (радиальные, радиально-упорные, упорные);
· по конструктивным особенностям (с канавками на наружном кольце, с одной или двумя защитными шайбами и другими особенностями).
Достоинства подшипников качения:
• по сравнению с подшипниками скольжения в подшипниках качения трение значительно меньше, КПД подшипников выше;
• выше несущая способность;
• простота обслуживания;
• малый расход цветных металлов;
• малый расход смазочных материалов;
• малые осевые размеры;
• высокая степень взаимозаменяемости. Недостатки подшипников качения:
• чувствительность к ударам и вибрациям;
• большие габаритные размеры в радиальном направлении;
• малая долговечность и надежность при высоких скоростях.
Шариковые радиальные подшипники (рис. 13.1, а) могут воспринимать значительную радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку в обоих направлениях. Они наиболее дешевы и широко распространены.
Шариковые радиальные сферические подшипники (рис. 13.1, б) предназначены для восприятия радиальных нагрузок, допускают значительные перекосы (до 4°) колец, применяются в конструкции с нежесткими валами или где невозможно обеспечить соосность отверстий в корпусах.
Шариковые радиально-упорные подшипники (рис. 13.1, ж) отличаются большей грузоподъемностью, предназначены для восприятия комбинированных радиальных и осевых нагрузок только одного направления. Работать только при радиальной нагрузке они не могут, под действием радиальных нагрузок из-за наклона контактных линий возникают внутренние осевые силы.
Шариковые упорные подшипники (рис. 13.1, и) воспринимают только осевые нагрузки, лучше работают на вертикальных валах.