Шариковые подшипники

Оценка подшипников качения

Классификация подшипников качения

Лекция 46. Подшипники качения

Иметь представление о достоинствах, недостатках, областях приме­нения, конструкции, классификации и маркировке подшипников качения.

Иметь представление об особенностях рабочего процесса подшипников качения, о видах разрушений, критериях работоспособности.

Иметь представление о возможных схемах установки валов на под­шипниках качения, о назначении деталей опор на подшипниках каченияу типе смазывания, конструкции уплотнений.

Знать формулы, физический смысл и обозначение входящих в формулы коэффициентов для расчета эквивалентной динамической нагрузки и дол­говечности; уметь ими пользоваться.

Подшипники качения состоят из внутренних и наружных колец, тел качения и сепаратов, отделяющих тела качения друг от друга.

Подшипники качения классифицируют

· по форме тел качения (ша­риковые и роликовые);

· по числу рядов тел качения (однорядные и двух­рядные);

· по направлению воспринимаемой нагрузки (радиальные, радиально-упорные, упорные);

· по конструктивным особенностям (с канавка­ми на наружном кольце, с одной или двумя защитными шайбами и другими особенностями).

Достоинства подшипников качения:

• по сравнению с подшипниками скольжения в подшипниках каче­ния трение значительно меньше, КПД подшипников выше;

• выше несущая способность;

• простота обслуживания;

• малый расход цветных металлов;

• малый расход смазочных материалов;

• малые осевые размеры;

• высокая степень взаимозаменяемости. Недостатки подшипников качения:

• чувствительность к ударам и вибрациям;

• большие габаритные размеры в радиальном направлении;

• малая долговечность и надежность при высоких скоростях.

Шариковые радиальные подшипники (рис. 13.1, а) могут восприни­мать значительную радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку в обоих направлениях. Они наиболее дешевы и широко распространены.

Шариковые радиальные сферические подшипники (рис. 13.1, б) пред­назначены для восприятия радиальных нагрузок, допускают значительные перекосы (до 4°) колец, применяются в конструкции с нежесткими вала­ми или где невозможно обеспечить соосность отверстий в корпусах.

Шариковые радиально-упорные подшипники (рис. 13.1, ж) отлича­ются большей грузоподъемностью, предназначены для восприятия комбинированных радиальных и осевых нагрузок только одного на­правления. Работать только при радиальной нагрузке они не могут, под действием радиальных нагрузок из-за наклона контактных линий воз­никают внутренние осевые силы.

Шариковые упорные подшипники (рис. 13.1, и) воспринимают только осевые нагрузки, лучше работают на вертикальных валах.