Применение подшипников скольжения

Виды разрушений и критерии работоспособности подшипников сколь­жения

Граничная и полужидкая смазка — несовершенная смазка.

Виды смазки. Смазывание подшипников

Материалы

Материалы вкладышей должны иметь

· низкий коэффициент трения,

· высокую теплопроводность,

· достаточную износостойкость и сопротив­ляемость заеданию,

· высокую сопротивляемость хрупкому и усталостно­му разрушениям.

Металлические вкладыши изготовляют из

· бронз,

· баббитов,

· алюми­ниевых сплавов и

· антифрикционных чугунов.

· Применяют металлокерамические вкладыши, пористые, насыщаемые парами масла и способные долго работать без подвода смазочного материала.

Данные о материалах помещены в табл. П14 Приложения.

Для нормальной работы важно создать надежное смазывание под­шипников.

При неподвижном вале на поверхности цапфы (см. рис. 11.1, а) и вкладыша должна сохраняться пленка смазочного материала; работа подшипника в этот момент происходит в условиях граничной смазки.

Вращающийся вал втягивает смазочный материал между цапфой и вкладышем и создает гидродинамическую подъемную силу, вал всплы­вает с увеличением скорости. Толщина масляной пленки увеличивает­ся, условия смазывания улучшаются. Работа подшипника в этом случае происходит в режиме полужидкой смазки.

При дальнейшем возрастании скорости слой масла увеличивается и полностью перекрывает неровности поверхностей трения — возникает жидкостная смазка. Трение в этом случае минимальное, а изнашива­ние и заедание отсутствуют. Такой вид смазывания называют гидроди­намическим.

Смазочные материалы бывают жидкими, пластичными, твердыми.

Для подвода смазочного материала к поверхностям скольжения во втулках и вкладышах выполняют отверстия 4 (см. рис. 12.1), связанные с осевыми и кольцевыми канавками. Смазочный материал может под­водиться в подшипник принудительно (под давлением), самотеком и с помощью специальных приспособлений.

КПД одной пары подшипников скольжения 0,96...0,98.

Критерием работоспособности подшипников скольжения является износостойкость — сопротивление изнашиванию и заеданию.

Заедание возникает при перегреве подшипника: снижается вязкость масла; масляная пленка местами разрывается; возникает металличе­ский контакт; образуются мостики микросварки; вырываются частицы материала.

• для валов больших диаметров;

• для высокоскоростных валов;

• для валов, работающих в условиях ударов и вибраций, в агрессив­ных средах;

• для коленчатых валов;

• в бытовой технике