Оценка подшипников скольжения
Классификация подшипников скольжения
Лекция 45. Подшипники скольжения
Иметь представление о рабочем процессе подшипников скольжения; о видах разрушений и критериях работоспособности. Знать конструкции, материалы, КПД подшипников, способы смазывания.
Знать порядок расчета на износостойкость и теплостойкость. Уметь определять допускаемую нагрузку на подшипник из расчета на теплостойкость и износостойкость.
Подшипники обеспечивают валам заданное положение и возможность вращения в заданном направлении, с заданной скоростью и нагрузкой при минимальных потерях на трение.
По конструкции подшипники скольжения подразделяют на
· разъемные и
· неразъемные (рис. 12.1, а, б).
По направлению воспринимаемых нагрузок подшипники скольжения разделяют на
· радиальные, воспринимающие нагрузки, перпендикулярные оси вала (рис. 12.1, а — в) и
· упорные — для восприятия нагрузок вдоль оси вала (подпятник, рис. 12.1, г);
· иногда подшипники могут воспринимать сочетание радиальной и осевой нагрузок.
Подшипники скольжения состоят из корпуса 1 (см. рис. 12.1), вкладышей 2 и смазывающих устройств 3.
Основным элементом подшипника является вкладыш.
Достоинства подшипников скольжения:
• высокая надежность при переменных и динамических нагрузках;
• нормальная работа при высоких скоростях вращения;
• бесшумная работа;
• сравнительно малые радиальные размеры;
• разъемные подшипники облегчают монтаж, допускают установку на шейки коленчатых (непрямых) валов.
Недостатки подшипников скольжения:
• высокие требования к наличию смазочного материала, большой расход смазочного материала;
• сравнительно большие осевые размеры;
• значительные потери на трение, низкий КПД.