Костюма

Монокомпозиция как элемент декоративного оформления

Впроектировании трикотажных изделий часто используется способ декорирования плоскости рисунками, не имеющими раппортного повторе­ния (монокомпозиця).

Возможности применения монокомпозиции в костюме чрезвычайно широ­ки - от самых простых решений в форме эмблемы, близкой по композици­онной структуре монораппортным орнаментам, до сложных композиций, состоящих из значительного числа орнаментальных мотивов.

При использовании монокомпозиции как активного композиционного акцента выбирается лаконичная силуэтная форма костюма и ведется раз­работка рисунка в соподчинении с этим силуэтом (рис. 60).

Принципы построения монокомпозиции имеют определенные зако­номерности:

• монокомпозиция строится на замкнутой плоскости изделия с четко за­
данными размерами;

• все композиционные элементы составляют гармоничное целое и имеют
ярко выраженный композиционный центр;

• расположение и ритмическая организация элементов монокомпозиции
определяет ее пластическое движение.

При проектировании монокомпозиции необходимо соблюдение ос­новных условий построения сложных композиций:

• установление оптимального варианта, обеспечивающего равновесие
композиционных элементов и фона;

• организация ритмического движения мотивов и доминанты, ориентиро­
ванной на определенную часть плоскости;

• строгая уравновешенность по цвету всех мотивов в верхней и нижней,
а также в правой и левой частях плоскости.

Также немаловажное значение в организации монокомпозиции имеют следующие аспекты психологии зрительного восприятия:

• обеспечение зрительного равновесия композиции;

• оптическая иллюзия, возникающая в процессе восприятия композиции;

• простота элементов, составляющих композицию.

Одной из главных задач при работе над монокомпозицией является обеспечение зрительного равновесия всех компонентов системы в направ­лениях вверх и вниз, вправо и влево.

С физической точки зрения, равновесие - это состояние, в котором действующие на некоторый объект силы взаимно компенсируют одна дру­гую. Равновесие определяется факторами направления и веса. Вес и на­правление зависят от местонахождения элементов. Равновесие способству­ет тому, чтобы композиция воспринималась легко и просто. Неуравнове­шенная композиция выглядит случайной и несостоятельной, т. к. в соот­ветствии с психологией восприятия по Р. Арнхейму психологическое поле всегда стремиться к наиболее упорядоченной организации.

В организации уравновешенной монокомпозиции особое внимание следует уделять оптическим иллюзиям, влияющим на визуальное и эстети­ческое восприятие рисунка.

Каждый творчески работающий дизайнер должен знать проблемы, связанные с оптическим обманом и учитывать возникающие в связи с этим проблемы.

Рис. 61. Геометрические и оптические иллюзии в замкнутой струк­туре костюма

Известно, что глаз склонен увеличивать все горизонтально располо­женные элементы, а вертикальные ослаблять, в связи с этим он переоцени­вает верхнюю часть плоскости и недооценивает нижнюю часть. Точно вы­черченный квадрат кажется ниже по высоте (рис. 61, а). Точно находящая­ся по центру фигура кажется смещенной вниз. Следовательно, чтобы фи­гура казалась расположенной в центре плоскости, ее следует немного сме­стить вверх, а квадрат сделать немного вытянутым по высоте.

Как известно, при организации равновесия большую роль играет цвет и фактура: резкий контраст увеличивает размер фигуры, и делает компози­цию тяжеловесной; сближенные тона между фоном и фигурой делают композицию более гармоничной (рис. 61, б).

В другом случае - один и тот же круг выглядит по разному, в зависи­мости от положения на плоскости. Если он находится на верху поля, то возникает ощущение динамики и легкости, если в нижней части - то он кажется тяжелым и массивным (рис.61, в, г).

Жирная горизонтальная линия кажется толще, чем такая же, постро­енная вертикально. Визуально ее утолщает сила тяжести. Вертикальная толстая линия зрительно утончается под действием силы тяжести (рис. 61, Д, е).

Размеры и форма весового элемента фигуры являются существенны­ми факторами, влияющими на сбалансированность: треугольник, стоящий

Рис. 62. Законы композиции

как пирамида, выглядит устойчивым; в перевернутом виде та же форма выглядит неустойчиво (рис. 61, ж, з).

Известны два вида равновесия: статическое (основанное на симмет­рии) и динамическое (асимметричное расположение фигур).

В сложных композиционных решениях динамичное равновесие фигур на плоскости костюма может быть охарактеризовано как взаимодействие разнонаправленных сил, когда крупную фигуру в одной части плоскости уравновешивают несколько контрастных мелких плоскостей в другой час­ти плоскости. В этом случае динамичная композиция строится по принци­пу контраста.

Особое значение при построении монокомпозиции приобретает орга­низация доминанты (композиционного центра).

В рисунке доминанта может быть выражена одним или несколькими мотивами, значительным по площади элементом, одной точкой или коли­чеством фона, доминирующим над массой элементов формы. При органи­зации доминанты следует учитывать законы композиции и визуального

восприятия плоскости: закон количества, закон качества, закон централь­ного расположения и закон смыслового фактора.

Закон смыслового фактора - часть целого, имеющая рисунок смы­слового значения, доминирует над частями, имеющими отделку формаль­ного характера (рис. 62, а).

Закон центрального расположения. Расположение элементов на от­носительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным центром композиции (рис. 62, б).

Закон количества. Большое количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, мас­се или количеству фактуры, будет при прочих равных условиях домини­ровать над остальными частями формы (рис. 62, в).

Когда использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным, ис­пользуется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства которой преобладают. Элементы, качественно проработанные, будут главенствовать над элементами, отделка которых несет формальный характер (рис. 62, г).

Сложные монокомпозиции обладают трудной для восприятия струк­турой, большим количеством составных элементов и несколькими компо­зиционными центрами. Каждый из центров, являясь доминирующим на своем участке композиции, подчиняется главному смысловому центру или является звеном цепочки равнозначных акцентов, образующих единое пла­стическое движение.

Подобная монокомпозиция должна иметь логически выстроенную композиционную схему, где все продумано: членение плоскости на части, принципиальное размещение основных ритмических элементов, организа­ция доминанты, цветовые акценты.

Обязательным условием при построении сложной монокомпозиции является упрощение и максимальное обобщение составляющих ее элемен­тов формы по законам простоты.

«Простота в искусстве непосредственно касается всех вопросов фор­мы и цвета. Простоту композиции обеспечивают количественные соотно­шения элементов-по форме и размерам, их контурные очертания, направ­ленность движений, ритмическая организация компонентов и их взаимная уравновешенность, ограниченность и лаконизм выразительных средств.

В современном орнаментальном искусстве простейшие геометриче­ские фигуры продолжают играть существенную роль. В силу простоты своей структуры они являются той прочной основой, на которую может определить художник в творчестве», - проф. В. Н. Козлов.