Костюма
Монокомпозиция как элемент декоративного оформления
Впроектировании трикотажных изделий часто используется способ декорирования плоскости рисунками, не имеющими раппортного повторения (монокомпозиця).
Возможности применения монокомпозиции в костюме чрезвычайно широки - от самых простых решений в форме эмблемы, близкой по композиционной структуре монораппортным орнаментам, до сложных композиций, состоящих из значительного числа орнаментальных мотивов.
При использовании монокомпозиции как активного композиционного акцента выбирается лаконичная силуэтная форма костюма и ведется разработка рисунка в соподчинении с этим силуэтом (рис. 60).
Принципы построения монокомпозиции имеют определенные закономерности:
• монокомпозиция строится на замкнутой плоскости изделия с четко за
данными размерами;
• все композиционные элементы составляют гармоничное целое и имеют
ярко выраженный композиционный центр;
• расположение и ритмическая организация элементов монокомпозиции
определяет ее пластическое движение.
При проектировании монокомпозиции необходимо соблюдение основных условий построения сложных композиций:
• установление оптимального варианта, обеспечивающего равновесие
композиционных элементов и фона;
• организация ритмического движения мотивов и доминанты, ориентиро
ванной на определенную часть плоскости;
• строгая уравновешенность по цвету всех мотивов в верхней и нижней,
а также в правой и левой частях плоскости.
Также немаловажное значение в организации монокомпозиции имеют следующие аспекты психологии зрительного восприятия:
• обеспечение зрительного равновесия композиции;
• оптическая иллюзия, возникающая в процессе восприятия композиции;
• простота элементов, составляющих композицию.
Одной из главных задач при работе над монокомпозицией является обеспечение зрительного равновесия всех компонентов системы в направлениях вверх и вниз, вправо и влево.
С физической точки зрения, равновесие - это состояние, в котором действующие на некоторый объект силы взаимно компенсируют одна другую. Равновесие определяется факторами направления и веса. Вес и направление зависят от местонахождения элементов. Равновесие способствует тому, чтобы композиция воспринималась легко и просто. Неуравновешенная композиция выглядит случайной и несостоятельной, т. к. в соответствии с психологией восприятия по Р. Арнхейму психологическое поле всегда стремиться к наиболее упорядоченной организации.
В организации уравновешенной монокомпозиции особое внимание следует уделять оптическим иллюзиям, влияющим на визуальное и эстетическое восприятие рисунка.
Каждый творчески работающий дизайнер должен знать проблемы, связанные с оптическим обманом и учитывать возникающие в связи с этим проблемы.
Рис. 61. Геометрические и оптические иллюзии в замкнутой структуре костюма
Известно, что глаз склонен увеличивать все горизонтально расположенные элементы, а вертикальные ослаблять, в связи с этим он переоценивает верхнюю часть плоскости и недооценивает нижнюю часть. Точно вычерченный квадрат кажется ниже по высоте (рис. 61, а). Точно находящаяся по центру фигура кажется смещенной вниз. Следовательно, чтобы фигура казалась расположенной в центре плоскости, ее следует немного сместить вверх, а квадрат сделать немного вытянутым по высоте.
Как известно, при организации равновесия большую роль играет цвет и фактура: резкий контраст увеличивает размер фигуры, и делает композицию тяжеловесной; сближенные тона между фоном и фигурой делают композицию более гармоничной (рис. 61, б).
В другом случае - один и тот же круг выглядит по разному, в зависимости от положения на плоскости. Если он находится на верху поля, то возникает ощущение динамики и легкости, если в нижней части - то он кажется тяжелым и массивным (рис.61, в, г).
Жирная горизонтальная линия кажется толще, чем такая же, построенная вертикально. Визуально ее утолщает сила тяжести. Вертикальная толстая линия зрительно утончается под действием силы тяжести (рис. 61, Д, е).
Размеры и форма весового элемента фигуры являются существенными факторами, влияющими на сбалансированность: треугольник, стоящий
Рис. 62. Законы композиции
как пирамида, выглядит устойчивым; в перевернутом виде та же форма выглядит неустойчиво (рис. 61, ж, з).
Известны два вида равновесия: статическое (основанное на симметрии) и динамическое (асимметричное расположение фигур).
В сложных композиционных решениях динамичное равновесие фигур на плоскости костюма может быть охарактеризовано как взаимодействие разнонаправленных сил, когда крупную фигуру в одной части плоскости уравновешивают несколько контрастных мелких плоскостей в другой части плоскости. В этом случае динамичная композиция строится по принципу контраста.
Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация доминанты (композиционного центра).
В рисунке доминанта может быть выражена одним или несколькими мотивами, значительным по площади элементом, одной точкой или количеством фона, доминирующим над массой элементов формы. При организации доминанты следует учитывать законы композиции и визуального
восприятия плоскости: закон количества, закон качества, закон центрального расположения и закон смыслового фактора.
Закон смыслового фактора - часть целого, имеющая рисунок смыслового значения, доминирует над частями, имеющими отделку формального характера (рис. 62, а).
Закон центрального расположения. Расположение элементов на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным центром композиции (рис. 62, б).
Закон количества. Большое количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, массе или количеству фактуры, будет при прочих равных условиях доминировать над остальными частями формы (рис. 62, в).
Когда использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным, используется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства которой преобладают. Элементы, качественно проработанные, будут главенствовать над элементами, отделка которых несет формальный характер (рис. 62, г).
Сложные монокомпозиции обладают трудной для восприятия структурой, большим количеством составных элементов и несколькими композиционными центрами. Каждый из центров, являясь доминирующим на своем участке композиции, подчиняется главному смысловому центру или является звеном цепочки равнозначных акцентов, образующих единое пластическое движение.
Подобная монокомпозиция должна иметь логически выстроенную композиционную схему, где все продумано: членение плоскости на части, принципиальное размещение основных ритмических элементов, организация доминанты, цветовые акценты.
Обязательным условием при построении сложной монокомпозиции является упрощение и максимальное обобщение составляющих ее элементов формы по законам простоты.
«Простота в искусстве непосредственно касается всех вопросов формы и цвета. Простоту композиции обеспечивают количественные соотношения элементов-по форме и размерам, их контурные очертания, направленность движений, ритмическая организация компонентов и их взаимная уравновешенность, ограниченность и лаконизм выразительных средств.
В современном орнаментальном искусстве простейшие геометрические фигуры продолжают играть существенную роль. В силу простоты своей структуры они являются той прочной основой, на которую может определить художник в творчестве», - проф. В. Н. Козлов.