Тема1. Структура управления библиотечным фондом.
Раздел 4. Управление библиотечным фондом.
В структуре технологии формирования фонда процесс управления, в отличие от других процессов, не участвует непосредственно в преобразовании документов в документный фонд, а является обеспечивающим и корректирующим процессом.
В самом общем смысле управление — это сознательное воздействие на объект с целью направить действия, движение, развитие по нужному руслу и/или получить желаемые результаты.
Назначение управленческой деятельности связано с противостоянием энтропии, т. е. стихийности, хаотичности воздействий внешней среды и внутренней дезорганизации. Представим себе корабль, который плывет по воле волн: в его паруса дуют разные ветры, постоянно меняя свое направление; время от времени его курс изменяют океанические течения, иногда он попадает в водовороты. В этой ситуации невозможно предсказать, ни куда приплывет этот корабль, ни сколько времени ему понадобиться, чтобы преодолеть океанические пространства. В таком же положении оказывается и любая организация, функционирующая в рыночной среде: на нее оказывает влияние множество случайных, непредсказуемых факторов, которые порождают неожиданные ситуации, спонтанные проблемы, внося в ее деятельность неопределенность и неупорядоченность. В ответ на это управление призвано добиваться поставленных целей, влияя на те факторы, которые можно изменить в желательном направлении и адаптируясь к тем условиям, которые в настоящий момент не поддаются влиянию. Иными словами, беспорядочности внешних воздействий оно противопоставляет сознательное следование заранее продуманному плану, нейтрализуя все отклонения от намеченного курса и подчиняя все процессы, происходящие во внешней и внутренней среде, заданным целям.
Таким образом, цель управления — обеспечить устойчивое равновесие между объектом управления и условиями внешней среды, приспособить его существование к происходящим вовне изменениям с тем, чтобы сохранить его качественную специфику, поддерживать режимы деятельности, совершенствовать и развивать ее в нужном направлении.
Применительно к управлению документным фондом это означает, что управленческий процесс должен быть направлен на достижение двух целей:
1) тактическая цель, суть которой состоит в поддержании устойчивости функционирования документного фонда и всех его элементов и которая достигается в процессе оперативного управления;
2) стратегическая цель, направленная на обеспечение устойчивого развития документного фонда в долгосрочной перспективе и своевременный перевод его в качественно новое состояние в зависимости от влияний факторов внешней среды. Она достигается в процессе стратегического управления.
Как видим, в обоих случаях основной акцент в управлении делается на устойчивости управляемой системы формирования документного фонда. Устойчивость следует понимать как способность организации по формированию фонда сохранять равновесие, противостоять действию различных сил, внутренним и внешним факторам, стремящимся вывести ее из исходного состояния, продолжая развитие в намеченном направлении. Иначе говоря, при любых изменениях и преобразованиях в процессе управления документный фонд и деятельность по его формированию должны сохранить свою сущность и соответствовать своему предназначению. В противном случае следует считать, что управление не привело к желаемому результату. Таким образом, устойчивость организованной системы становится важным параметром успешной управленческой деятельности.
Однако наряду с устойчивостью управляемой системе должна быть свойственна лабильность, т. е. способность изменяться в ответ на изменение условий существования. Подвижность, изменчивость обеспечивает системе формирования документного фонда, с одной стороны, гибкость и адаптивность к тем факторам, которые не поддаются влиянию, а с другой стороны, без них невозможно поступательное развитие управляемой системы. Субъекту управления документным фондом важно осознавать неизбежность изменений в информационных потребностях, появления новых, более совершенных технологий, новых носителей и средств записей информации и других процессов, происходящих в обществе. Развиваясь и расширяясь, они неотвратимо потребуют преобразований и в документном фонде, и в процессах его формирования, и в ресурсной базе. Задачей управления становится обеспечение разумной приспособляемости системы формирования документного фонда к внешним факторам через внедрение необходимых инноваций. В этом случае управляемая система достигнет нового состояния равновесия со средой и вновь обретет стабильность в функционировании.
Как видим, в процессе управления фондом управляющему субъекту приходится постоянно преодолевать противоречие между необходимостью изменять объект и одновременно сохранять его в относительной неизменности, достигая диалектического единства устойчивости и развития. Для разрешения этого противоречия требуется осознание смыслов происходящих событий как внутри документного фонда или данной информационной организации в целом, так и за их пределами. Важным инструментом для понимания процессов становится системный подход, который позволяет выявлять источники противоречий и анализировать последствия развития сложившихся ситуаций. Наблюдая развитие различных макросистем, с которыми взаимодействует данная система формирования документного фонда, осмысливая положение и взаимосвязи управляемого объекта в этих системах, субъект управления получает возможность правильно интерпретировать возникшие проблемы и принимать обоснованные управленческие решения.
Наличие двух целей — тактической, направленной на регулирование отклонений в функционировании документного фонда «здесь и сейчас», и стратегической, обращенной в долгосрочную перспективу, — также ставит перед управлением противоречивую задачу. С одной стороны, требуется заботиться о преодолении повседневных противоречий в процессе формирования документного фонда, стремящихся вывести систему из равновесия, дезорганизовать ее, снизить ее продуктивность. С другой стороны, необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы дальнейшего развития документного фонда, предпринимать своевременные действия, направленные на то, чтобы он сохранился и оставался востребованным и в будущем. Следовательно, управляющий субъект призван мыслить в двух временных измерениях. Это противоречие выравнивается за счет разделения ответственности между руководителями разного уровня управления. Так, оперативное управление становится функцией первичных руководителей, непосредственно включенных в управление производством документного фонда. Долгосрочное же развитие документного фонда и технологий его формирования обеспечивается высшим руководством информационной организации, в составе которого должен быть руководитель, непосредственно отвечающий за развитие документного фонда.
Другими параметрами оценки конечного результата управления принято считать результативность и эффективность управляемой системы.
Результативность означает, что производственная деятельность обязательно приводит к запланированным положительным результатам и они соответствуют желаемым параметрам качества. Следовательно, управление документным фондом осуществлялось компетентно, если в результате сформирован документный фонд с оптимальным для данных условий уровнем качества. Качество документного фонда характеризует его способность выполнять свое предназначение, удовлетворять профильные информационные запросы пользователей в оптимальных пределах.
Однако достижение высокого качества документного фонда связано с большими затратами ресурсов. В случае если вложенные средства оказались непропорционально велики по сравнению с эффектом, полученным от использования документного фонда, то речь идет об убыточном предприятии, которое нецелесообразно содержать в дальнейшем. Как видим, неэффективное использование ресурсов затрудняет привлечение дополнительных ресурсов и становится угрозой для устойчивости и обновления системы формирования документного фонда. В этом смысле цели управления не достигаются, и соответственно управленческая деятельность не может быть признана результативной. Следовательно, управление должно стремиться к тому, чтобы затраты давали наибольший результат, т. е. были эффективными.
Эффективность понимается как получение заданных результатов при наименьших затратах. Вариантом достижения эффективности является получение наибольших результатов при заданных затратах.
Самая общая формула для расчета эффективности предусматривает деление количественно выраженного результата деятельности на суммарные затраты на его производство: Эффективность = Результат: Затраты.
Под затратами понимаются расходы на ресурсы, используемые в процессе производства документного фонда (финансовые, материально-технические, информационные, трудовые), выраженные в натуральных или в ценностных (денежных) измерителях. В денежном измерении, как правило, используется комплексная, совокупная оценка затрат ресурсов.
Для повышения эффективности затраты должны быть либо стабильны, либо уменьшаться. Однако экономия затрат не может быть беспредельной, поскольку снижает качество продукта. Поэтому в практике управления следует достигать определенного компромисса между эффективностью затрат и результативностью системы. С этой целью введено понятие оптимальности (от лат. optimus — наилучший), которое означает выбор наилучшего сочетания затрат и результатов.
Помимо экономии ресурсов при производстве документного фонда, источниками повышения эффективности являются:
• использование более прогрессивных технологий и новейшего более производительного оборудования;
• совершенствование организации технологических процес -сов и организационной структуры;
• совершенствование систем мотивации труда и стиля управления и др.;
• использование корпоративных технологий, основанных на распределении функций между участниками партнерства.
В зависимости от того, что считается результатом, выделяются различные виды эффективности. Так, если результат исчисляется в стоимостном выражении (разница между стоимостью продукта и затратами на его производство), то речь идет об экономической эффективности. Если же результат оценивается с точки зрения его общественной полезности, то оценивается социальная эффективность.
Показателями экономической эффективности считаются:
• себестоимость — совокупность всех выраженных в денежной форме затрат на производство фонда и организацию доступа к нему. Иногда используют показатель себестоимости единицы продукции, например, расходы на комплектование, обработку или хранение одного документа;
• фондоемкость и фондоотдача — показатели, характеризующие использование основных средств (здания, оборудование, технические средства и т. п.). Фондоемкость — это стоимость производственных фондов на единицу продукции. Для ее расчета используются суммарные затраты на содержание и приобретение материально-технических средств, которые делятся на годовой объем продукции (или, например, объем фонда). Фондоемкость показывает, сколько средств в среднем затрачивается на содержание в фонде одного документа. Фондоотдача — это объем продукции в расчете на единицу используемых производственных фондов. Это обратный показатель по отношению к фондоемкости. Он позволяет получить представление о том, какой экономический эффект получен от вложений в материально-техническую базу формирования документного фонда. Например, на каждый 1 руб. вложений в производственные фонды получено дополнительно на 0,5 руб. больше продукции (если расчет фондоотдачи производился в стоимостном выражении). Возможно представление фондоотдачи в натуральных показателях: приобретение компьютера позволило увеличить выработку в п раз (например, увеличилось количество введенных записей в базу данных или каталог либо сократилось время создания каталожной записи и т. д.).
• производительность — это показатель среднего объема произведенной продукции на единицу затраченных ресурсов. Примерами показателей производительности могут быть выработка продукции на одного работника (количество новых поступлений, вьщанных документов и пр.), количество введенных записей на одно автоматизированное рабочее место, количество копий на один копировальный аппарат и др.;
• трудоемкость — это затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции или единицы работ. Трудоемкость может исчисляться в натуральных величинах — например, затраченное рабочее время на учет одного документа. Но может быть выражено и в стоимостных показателях: затраты фонда оплаты труда на учет одного документа. Показатели трудоемкости помогают разумно распределять работы между сотрудниками различной квалификации и оценивать экономическую эффективность различных технологий учета.
Итак, экономическая эффективность позволяет оценивать рациональность экономических затрат — труда, финансовых и материальных ресурсов. Усредненные показатели расходов на единицу продукции обеспечивают наглядность в представлении экономических результатов каждого из процессов формирования фонда, благодаря чему становится возможной оценка целесообразности затрат в таком объеме. Кроме того, экономические показатели дают возможность оценивать реальный вклад каждого процесса в конечный результат, сравнивать уровень эффективности работ в других организациях, определять наиболее рациональные пути совершенствования технологий с учетом роста или сокращения затрат и др. К сожалению, анализ экономической эффективности пока не нашел широкого применения в практике формирования документных фондов.
Оценка социальной эффективности менее разработана, поскольку оценить социальный эффект от использования содержащихся в фонде документов, измерить результаты применения полученной из них информации в различных видах человеческой деятельности крайне затруднительно. Попытки оценить социальный и/или экономический эффект от использования содержащихся в фонде документов и информации предпринимались в сфере научно-технической информации, но в других сферах не имели успеха. В большинстве случаев социальный эффект оценивается по косвенным показателям — объемам обслуживания пользователей (количество пользователей, охват потенциальной аудитории потребителей, количество запросов, книговыдачи, читаемости и пр.), а также степени доступности фонда и удовлетворенности потребителей его качеством. Таким образом, социальная эффективность зачастую сводится к результативности, т. е. способности достигать поставленных целей и получать результат желаемого качества.
Как видим, результативность и эффективность так же, как и другие показатели качества управления документным фондом, находятся в диалектическом противоречии. Высокоэкономичное управление может быть малорезультативным с точки зрения достижения самой цели, уводить от нее в сторону, а результативное — неэкономичным, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. Поэтому на практике между двумя этими подходами всегда должен достигаться определенный компромисс, учитывающий требования конкретной ситуации. Поиск такого компромисса — задача управления документным фондом.
Таким образом, управление документным фондом — это процесс сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на документный фонд со стороны руководящих субъектов с целью обеспечения его устойчивого и эффективного функционирования, развития и получения качественного результата. В процессе управления достигается оптимальное соотношение противоположных характеристик — устойчивости и лабильности объекта управления, результативности и эффективности осуществляемой деятельности, а также вырабатывается разумный компромисс между оперативными и стратегическими решениями. В связи с тем, что их оптимальный баланс может различаться в зависимости от меняющихся управленческих ситуаций, требуется постоянное управляющее воздействие на формирование документного фонда и выделение самостоятельной системы управления документным фондом.
Процессы управления фондом
Как любая технология, управление документным фондом предусматривает некоторую последовательность выполнения действий, призванных привести к заданным результатам. Именно процессы наиболее наглядно демонстрируют специфику той или иной технологии.
В менеджменте процессы управления традиционно принято называть функциями. Выделяются основные функции, которые являются общими для всех ступеней управления и осуществляются всеми руководителями, независимо от того, чем они управляют. Однако каждый объект управления вносит специфику в управленческую деятельность, в связи с чем основные функции конкретизируются в частных функциях управления. Таким образом, частные функции управления — это модификация основных управленческих процессов применительно к тому или иному объекту управления.
Теоретического осмысления и описания специфических процессов управления документным фондом до сих пор не осуществлялось. Исключение составляет уже упомянутое учебное пособие С. Л. Лохвицкой и Г. В. Тараченко, в котором управление фондом рассмотрено как алгоритм принятия управленческого решения. В учебнике Ю. Н. Столярова рассматриваются функции управления библиотечным фондом, однако они описаны именно функционально, с точки зрения назначения данных видов управленческой деятельности. Для практического осуществления деятельности по управлению документным фондом необходимо ее процессное описание.
Авторы классического учебника «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури выделяют четыре основные функции (процесса) управления, которые выстраиваются последовательно, вытекают один из другого, и два связующих процесса, пронизывающих основные управленческие процессы. К основным процессам отнесены:
• планирование — это установление целей и путей их достижения, постановка целей и задач, разработка планов и стратегий;
• организация, которая предусматривает разработку структуры управления, распределение работ, полномочий и ответственности, регламентацию производственной и управленческой деятельности и обеспечение ресурсами;
• мотивация как процесс побуждения людей к деятельности в соответствии с их обязанностями и утвержденным планом;
• контроль, понимаемый как измерение результатов деятельности за определенный период, соотнесение их с целями и планами, выявление и регулирование отклонений.
К связующим процессам управления относятся:
• управленческая коммуникация — это обмен информацией между членами организации, обеспечивающий функционирование организации. Благодаря коммуникации руководители получают информацию, необходимую для принятия решений, и доводят принятые решения до работников;
• принятие решений, т. е. выбор подходящего курса из нескольких альтернатив.
В наибольшей степени к специфике объекта управления документным фондом должны адаптироваться процессы планирования, организации и контроля. Технология принятия управленческого решения разработана и описана Бостонской консалтинговой группой как универсальный процесс. Управленческие решения принимаются в каждом из процессов управления и обусловливаются их спецификой. Процесс мотивации и коммуникаций лишь отчасти зависит от объекта управления. В большей степени выбор коммуникационных каналов и наиболее эффективных мотивирующих и стимулирующих средств определяется организационной структурой, ресурсами, которыми располагает организация — библиотека или информационная служба, а также психологическими особенностями и жизненной ситуацией людей, вовлеченных в данный управленческий процесс. Эти виды управленческой деятельности, несомненно, должны осуществляться менеджером по документному фонду, однако в данной работе они не рассматриваются, поскольку требуют отдельного подробного изучения.
Литература:
1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 243-250, 286-287.