Тема 4. Учет библиотечного фонда.
Понятие и требования к организации учета документного фонда
Учет является первым процессом организации документного фонда, который устанавливает взаимосвязи между документами, необходимые для превращения их в единое целое. Регистрируя поступивший документ, учет вводит его в состав фонда, документально закрепляя его принадлежность именно к данному фонду. На протяжении всего времени функционирования документа в фонде учет отслеживает его перемещения как неотъемлемой части фонда, фиксируя его новые состояния и отношение к тем или иным подфондам. После того, как документ снят с учета, он перестает считаться компонентом фонда, его связь с фондом и документами из фонда утрачивается. Таким образом, организующая роль учета заключается в документальном закреплении взаимосвязей внутри фонда, позволяющем осуществлять контроль за состоянием и сохранением документного фонда.
Учет документного фонда — это деятельность, обеспечивающая фиксирование по установленным правилам и накопление сведений о величине, составе и движении фонда и его стоимости для количественной и качественной характеристики его состояния.
Учет фонда является третьим технологическим процессом формирования документного фонда и тесно связан с последним этапом комплектования — приемом новых поступлений, в ходе которого осуществляется сверка партии вновь поступивших документов с сопроводительным документом и все несоответствия между ними фиксируются в акте приема. Процесс учета тесно переплетается с технической обработкой документов. Штемпель, проставляемый на этапе первичной обработки и свидетельствующий о принадлежности документа к фонду/подфонду, как правило, содержит инвентарный номер данного экземпляра, который присуждается документу в процессе учета.
Такие тесные взаимосвязи между процессами усложняют их идентификацию, размывая их границы. Так, «Инструкция об учете библиотечного фонда», утвержденная приказом министра культуры РФ № 590 от 02.12.1998 г., включает в процесс учета прием документов, их маркировку, регистрацию при поступлении, перемещении, выбытии, а также проверку наличия документов в фонде. Как видим, в структуру учета включены все операции по организационному оформлению принадлежности документов к фонду с момента их поступления в библиотеку/информационную службу.
В процессе учета преследуются следующие цели:
1) накопление фактической информации о фонде для дальнейшего управленческого анализа и принятия решений по его совершенствованию;
2) составление реальных моделей документного фонда, необходимых для сравнения их с идеальными моделями и оценки их соответствия между собой;
3) слежение за движением документов для обеспечения их сохранности.
Таким образом, учет является формой документированного наблюдения за состоянием документного фонда, которое осуществляется с целью контроля его качества и сохранности.
Документы, в которых ведется учет документного фонда, имеют статус финансовых документов строгой отчетности, и их необходимо сохранять до ликвидации организации. Они должны храниться в сейфах и закрывающихся шкафах, и доступ к ним строго ограничивается. При ведении электронного учета обязательна распечатка бумажной копии учетных документов, на которую также распространяются особые режимы хранения и доступа.
В крупных информационных организациях, имеющих сложную организационную структуру, используется технология разделения учета, которая предполагает одновременное ведение и учета документного фонда в целом, и отдельный учет подфондов каждого структурного подразделения. Это позволяет накапливать количественные данные по отдельным подфондам.
Объектами учета могут являться как отдельные документы, так и партия документов. Партия — это группа документов, временно объединенная для контроля их сохранности в процессе обработки и передачи с одного технологического участка на другой (например, партия новых поступлений; партия документов на списание и т. п.).
В связи с тем, что в любой библиотеке или информационной службе существуют и используются не только документы, собираемые для удовлетворения информационных запросов пользователей, но и документы иного назначения, возникает необходимость различать, какие из них являются объектами учета документного фонда. Так, например, не подлежат учету как документы из фонда:
• программные продукты, которые являются рабочим инструментом для работников информационной организации;
• материалы, приобретаемые для оформления и других подсобных работ, не связанных с комплектованием документного фонда, например, настенные и настольные календари, постеры и т. п.;
• кино-, фото- и звукозаписи, предназначенные для проведения библиотечно-информационных и культурных мероприятий;
• управленческая документация библиотеки/информационной службы;
• документы личного и секретного характера;
• материалы, созданные информационной организацией на своем оборудовании без введения в законный гражданский оборот (тиражирования и распространения), например, методические пособия, тематические досье, ксерокопии отдельных документов, предназначенные для использования в служебных целях, и пр.
Результатом учета документного фонда является достоверная документированная информация о реальном состоянии фонда, которая характеризует:
• объемы фонда и отдельных подфондов, а также их прирост;
• динамику развития документного фонда на протяжении всего времени его существования;
• стоимостные характеристики документного фонда;
• наличие и местонахождение каждого документа из фонда.
Такая информация влияет на многие стороны деятельности информационной организации:
• упорядочивает движение документов в учреждениях;
• обеспечивает контроль за сохранностью фонда;
• служит обоснованием для расчета величины необходимых помещений, штатов, финансов и т. д.;
• позволяет сравнивать объемы фондов разных информационных учреждений, оценивать эффективность деятельности библиотек/информационных служб и использования различных видов ресурсов;
• составляет основу для планирования деятельности информационной организации;
• является источником государственного статистического учета, т. е. общенациональной системы сбора, регистрации, обобщения и интерпретации количественных данных в масштабе отрасли, экономического региона или страны в целях содействия принятию государственными органами власти и управления эффективных управленческих решений.
Такое многостороннее влияние результатов учета на различные стороны деятельности организации и принятие ответственных управленческих решений обусловливает строгие требования, которые предъявляются к учету документного фонда.
Требования к учету документного фонда
1.Полнота и достоверность учетной информации. Это означает, что учету подлежит каждый документ, поступающий или находящийся в фонде, и о нем имеется достаточная информация, чтобы идентифицировать его.
2.Обязательность учета для всех фондов и подфондов. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации о фонде учету подлежат все без исключения документные фонды.
3.Точность, тщательность учета. Это означает, что данные о документе соответствуют реальности, не содержат ошибок и исправлений. В противном случае документ невозможно идентифицировать по учетным данным, а, следовательно, собранная информация не будет надежной.
4.Документированное оформление каждого поступления или выбытия из фонда, поскольку только запись на какой-либо носитель обеспечивает неизменность учетных данных.
5.Надежность и совместимость приемов и форм учета в условиях применения традиционной и автоматизированной технологии. Это означает, что учет в традиционном и электронном виде должен вестись по единым правилам, а учетные данные не должны быть случайно утеряны или искажены;
6.Оперативность и своевременность учета. Суть требования заключается в том, что документ должен быть учтен сразу при поступлении в библиотеку/информационную службу. Задержка в учете может привести либо к нарушению технологического ритма, либо к немотивированному отказу пользователю, либо к утрате документа.
7.Непрерывность учета. Это означает, что ведение учета должно начинаться с момента зарождения фонда и не должно прекращаться даже на короткий период — иначе данные учета будут неполными и недостоверными.
8.Унификация и стабильность учетных единиц, их соответствие единицам использования документного фонда и показателям государственной статистики. Это требование к учету говорит о необходимости единообразия в подходах к учету документов и их неизменности на протяжении длительного времени. В противном случае данные учета в различных документных фондах либо данные, полученные в различные периоды существования одного и того же фонда, будут несопоставимы, и на их основе будет невозможно сделать обоснованные выводы и принять правильное решение.
С целью унификации подходов к учету разработаны и внедрены специальные стандарты и инструкции по учету документных фондов.
Особое значение имеет стандартизация единиц учета документных фондов. Единица учета фонда — это единица измерения объема и движения фонда.
В соответствии с ГОСТом 7.20-2000 «Библиотечная статистика» (введен 01.01.2002 г.) для учета величины и движения документного фонда используются основные и дополнительные единицы учета.
Основные единицы учета используются как показатели изменения объема документного фонда для отчетности и ведения государственной статистики. К основным единицам учета относятся экземпляр и название.
Экземпляр — каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него.
Название — каждое новое или повторное издание, другой документ, отличающийся от остальных заглавием, выходными данными или другими элементами оформления.
Как видим, в качестве основных приняты две различные единицы учета, которые в совокупности разносторонне характеризуют документный фонд:
• учет в экземплярах дает возможность количественно оценивать фонд и обеспечивает контроль за сохранностью каждого документа;
• учет в названиях демонстрирует информационное разнообразие фонда, позволяя более полно определить информативную и содержательную ценность (ср.: 69 экземпляров журналов и 69 названий журналов).
Таким образом, при равных объемах фонда в экземплярах более богатым является тот фонд, в котором больше названий. Особенно показательно различие в объеме фонда, выраженном в названиях и в экземплярах, когда имеется большое число многоэкземплярных документов, например, учебных изданий для учащихся или студентов.
Дополнительные единицы учета используются для более полной характеристики фонда, а также для решения дополнительных прикладных задач.
К дополнительным единицам учета фонда относятся: годовой комплект, переплетная единица/комплект (подшивка) и метро-полка.
Годовой комплект — это совокупность номеров (выпусков) периодических изданий за год, принимаемая за одну учетную единицу фонда. Несомненно, данная единица учета дополняет характеристику фонда периодических изданий, наряду с названиями и экземплярами. В связи с тем, что периодичность у разных изданий может колебаться от 4 до 312 номеров в год, объем фонда периодики в экземплярах является не вполне показательным. Количество годовых комплектов одного названия характеризует хронологическую глубину данного фонда и тем самым обеспечивает его большую или меньшую полноту и информационную ценность.
Другая дополнительная единица учета — переплетная единица/комплект (подшивка) — это совокупность номеров периодических изданий или других документов, сшитых, переплетенных или скрепленных иным способом в одно целое и принимаемое за одну учетную единицу. Она помогает сделать сопоставимыми данные учета фонда и книговыдачи из фонда, в особенности когда речь идет о фондах книгохранилищ, где подшивка является учетной единицей хранения. Выдавая из хранилища 1 подшивку из 4 номеров журнала, работник хранилища передает пользователю или работнику читального зала ответственность за возврат именно одной подшивки, а не 4 номеров.
Метрополка — международная единица учета величины фонда, рекомендованная ЮНЕСКО в 1969 г. и измеряемая как 1 м стеллажной полки, занятой изданиями или другими документами. На одном погонном метре полки в закрытом хранилище размещается в среднем до 50 экземпляров книг, при открытом доступе к фонду — 30-40 экз. В соответствии со строительными нормами, для хранения 1000 экз. понадобится площадь 4,5 кв. м. Таким образом, метрополка как единица учета может использоваться для расчета необходимого объема хранилища и помогает оценить потребность в количестве стеллажей.
Сходные задачи планирования ресурсов для хранения документов должна выполнять и новая дополнительная единица учета электронных ресурсов — байт (килобайт, мегабайт, терабайт и т. д.), благодаря которой можно оценивать объемы памяти, необходимые или используемые для хранения данных.
Таким образом, выбор единиц учета диктуется целым комплексом задач, которые должна обслуживать учетная информация.
Итак, учет как процесс формирования документного фонда направлен на собирание полной, точной и достоверной информации о данном документном фонде, позволяющей не только контролировать его состояние, но и принимать на ее основе грамотные управленческие и технологические решения. Для того чтобы обеспечить накопление учетной информации, отвечающей требованиям полноты и достоверности, уделяется приоритетное внимание организации учетной деятельности, что проявляется в максимальной регламентированности ее различных аспектов.
Виды и формы учета
Во всех документных фондах принято выделять два обязательных вида учета документов:
• суммарный (интегрированный, статистический, количественный);
• индивидуальный (дифференцированный, аналитический, оперативный).
Назначение суммарного учета — дать количественные представления о структуре, величине, темпах обновления фонда в целом и отдельных его частей. Объектом суммарного учета является партия.
Индивидуальный учет предназначен для того, чтобы давать информацию о каждом документе в фонде, его наличии в том или ином подфонде или о его списании. Поэтому объектом индивидуального учета являются отдельные экземпляры либо названия.
Оба вида учета обязательны и дополняют друг друга, расширяя информативность учетных данных:
• суммарный учет позволяет отвечать на вопросы: «сколько документов в фонде/подфонде?», «сколько документов поступило/выбыло за определенный период?»;
• индивидуальный учет отвечает на вопросы: «имеется ли данный документ в фонде?», «сколько экземпляров данного документа имеется в фонде?», «где находится данный документ в настоящее время?», «если экземпляр был списан, то когда и по какой причине?».
Таким образом, каждый документ обязательно проходит учет дважды: сначала в партии, потом индивидуально. Различаясь способами регистрации документов, оба вида учета взаимосвязаны и контролируют данные друг друга.
Каждый вид учета реализуется в соответствующих формах учета.
Формы учета — это унифицированные бланки учетной документации, рекомендованные соответствующими инструктивно-методическими документами для различных документных фондов.
В СССР были строго заданы параметры учетных форм для различных типов библиотек и служб информации. В настоящее время разработаны общие правила и формы учета документов, обязательные для всех библиотек, органов научно-технической информации, фондохранилищ, центров документации, иных организаций и учреждений Российской Федерации, независимо от их вида и типа, правового статуса, ведомственной подчиненности и формы собственности. Регламенты ведения учета заданы в «Инструкции по учету библиотечного фонда», при разработке которой учтены положения бюджетного законодательства, государственных стандартов, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к учету документов, составляющих документный фонд. Вместе с тем, данная инструкция допускает возможность выбора правил, способов и норм, регламентирующих организацию и ведение учета документного фонда, исходя из организационно-технологических особенностей библиотеки/информационной службы, если это не противоречит действующему законодательству. Главным обязательным требованием к используемым учетным формам является соответствие номенклатуры показателей первичного учета аналогичным показателям государственной статистики. Таким образом, каждая организация имеет право разрабатывать по согласованию с учредителем собственные стандарты учета, которые оформляются в документе, называемом «Порядок учета документного фонда». Ответственность за правильность организации учета несет первый руководитель данного учреждения или предприятия.
Как видим, в настоящее время наблюдается снижение жесткости в регламентации учета документного фонда и допускается вариативность в выборе способов и форм учета. Предоставление информационным организациям права на самостоятельность в рамках границ, заданных общим регламентом, вызвано тем, что в условиях трансформации информационных технологий вынуждены сосуществовать традиционные и автоматизированные технологии учета, а развитие форм учета определяется не только профилем и структурой фонда, но и различными программно-технологическими факторами.
В соответствии с «Инструкцией об учете библиотечного фонда», основной формой суммарного учета документов является «Книга суммарного учета фонда». Она представляет собой журнал (листы суммарного учета документного фонда) в традиционном или машиночитаемом виде. Независимо от носителя, она имеет одинаковую юридическую силу. Допускаются различные модификации книги суммарного учета, отражающие специфику состава документного фонда — по типам или видам документов, тематике, языкам и другим признакам. Форма ее согласована с формами государственной статистической отчетности и с формами ежедневного учета выдачи документов из фонда (например, «Дневника библиотеки»).
Книга суммарного учета обязательно имеет 3 части. Часть I «Поступление в фонд», где фиксируются партии новых документов, и часть II «Выбытие из фонда», где записываются сведения об исключаемых из фонда документах, имеют сходную форму записи. О партии поступающих или выбывающих документов сообщаются следующие сведения: дата и номер записи по порядку, общее количество документов в партии, в том числе по видам документов, в том числе книг и брошюр по отраслям знания и по языкам. Кроме того, обязательно приводятся суммарные данные о стоимости документов, предназначенные для передачи на бухгалтерский баланс. В случае учета партии новых поступлений указывается также источник получения партии и номер и/или дата сопроводительного документа. При учете выбывающих документов указывается номер и дата акта об исключении, а также причина выбытия. В конце каждой страницы все количественные сведения суммируются для переноса их на другую страницу или в часть III книги суммарного учета.
В части III «Итоги движения фонда» содержатся обобщенные статистические данные о документном фонде. В эту часть поквартально переносятся суммированные сведения о вновь поступивших и о выбывших документах. В конце текущего года подводится общий итог движения фонда с учетом поступивших и выбывших документов и подводится баланс состояния фонда за год в следующих показателях:
•«Состоит на начало …года» — в этой графе переносятся данные о фонде, полученные по итогам предыдущего года;
•«Поступило в течение …года» — здесь указываются суммарные сведения о новых поступлениях за минувший год;
•«Выбыло в течение …года» — приводятся совокупные количественные данные о документах, списанных из фонда в текущем году;
•«Состоит на конец …года» — в этой графе приводятся итоговые расчетные данные по фонду, полученные путем суммирования исходных данных с данными о новых поступлениях и вычитания из этой суммы числа выбывших документов.
Итоговые данные из части III «Книги суммарного учета» включаются в форму государственной статистической отчетности.
Если информационная служба имеет устойчивый доступ к сетевым документам удаленного доступа согласно лицензионным соглашениям, то они также подлежат суммарному учету в специальной книге, которая организована по тому же принципу, что и традиционная. В форме учета поступления в фонд регистрируются основные реквизиты документов (договоров, контрактов, лицензионных соглашений), в которых зафиксировано оформление в доступ определенных пакетов сетевых документов на определенный срок, а также количество пакетов.
Формы индивидуального учета могут быть представлены в различном виде:
• книжной (инвентарные книги);
• карточной (карточка учетного каталога, регистрационная карточка на определенный вид документа — для газет, журналов, электронных, аудиовизуальных и других видов документов);
• листовой (лист актового учета).
Допускается сочетание этих форм учета. При автоматизированной технологии создаются форматы учетной записи, содержащие всю необходимую информацию для формирования любой из форм индивидуального учета.
Формы индивидуального учета документов в обязательном порядке должны содержать следующие параметры: дата записи, номер записи в «Книге суммарного учета документного фонда», инвентарный номер, сведения об авторе и заглавии, месте издания и годе выпуска, о цене, а также отметка о наличии документа при очередной проверке фонда и номер акта об исключении данного экземпляра из фонда, если документ уже списан. Обязательной графой является «Примечание», в которой указывается наличие приложений к основному документу в том или ином виде, а также особенности экземпляра ценных и редких документов (например, наличие уникального переплета, автографа автора, маргиналий (пометок на полях), дефектов и т. п.).
Формы индивидуального учета в значительной степени различаются в зависимости от вида документа в связи с тем, что видовые особенности документа могут требовать особого формата учетной записи. Например, индивидуальный учет периодических изданий требует оперативной отметки о поступлении каждого очередного номера издания, однако отдельные номера газет и журналов не нуждаются в указании особых библиографических сведений о них. Поэтому для их учета разработаны специальные регистрационные карточки, в заголовке которых дается описание периодического издания в целом, а в основной части предусмотрен формат для указания года и для оперативных отметок о поступивших номерах и выпусках.
При индивидуальном учете базы данных необходимо указывать ее название, наименование создателя (юридическое или физическое лицо); дату создания ресурса, носитель информации (CD-ROM, жесткий диск, дискета), а также периодичность обновления.
Форма индивидуального учета сетевых документов включает основные характеристики пакета: название, данные о производителе, типе пакета, а также его платформе, т. е. совокупности программных и аппаратных средств, предназначенных для навигации и поиска документов и предлагающих особые сервисы для работы с ними.
Другим важным фактором, влияющим на особенности форм индивидуального учета, используемых в той или иной информационной организации, являются сроки хранения документов. При индивидуальном учете документов постоянного и длительного хранения используется метод инвентаризации, который заключается в присвоении каждому документу или каждому экземпляру документа индивидуального инвентарного номера или иного знака в качестве инвентарного номера (штрих-кода, ISBN). Такой индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в документном фонде, а после исключения документа из фонда не присваиваются другим вновь принятым документам. Это позволяет избегать путаницы в учете. Документы с индивидуальными инвентарными номерами регистрируются в инвентарных книгах. Как правило, для различных видов документов создаются отдельные инвентарные книги.
Для документов временного хранения, чьи сроки пребывания в фонде изначально ограничены 1-5 годами, ведутся отдельные формы индивидуального учета без присвоения документу инвентарного номера. Как правило, формы учета представлены в виде особых регистрационных картотек или тетрадей учета.
Если в инвентарных книгах используется нумерационный способ сортировки учетных записей, то регистрационные картотеки и учетные каталоги преимущественно тяготеют к алфавитному упорядочению записей о документах.
В крупных библиотеках, наряду с инвентарными книгами, имеется генеральный алфавитный каталог, в котором отражены все документы, зарегистрированные в фонде, с указанием их закрепления за тем или иным подфондом. Он предназначен для служебного использования и необходим для уточнения данных о документе и его местонахождении. По сравнению с инвентарной формой учета, каталогизационная запись отражает значительно больше библиографических сведений для идентификации документа, а также классификационные индексы и шифры хранения. На обороте карточки генерального каталога перечисляются инвентарные номера всех экземпляров данного документа с указанием места их постоянного хранения. При передаче экземпляров из одного подфонда в другой, а также при их списании возле инвентарного номера делаются соответствующие отметки. В этом состоит дополнительный информационный потенциал генерального каталога.
Учетную функцию носят также нумерационные каталоги, в которых библиографические записи располагаются в порядке инвентарных номеров, присвоенных документам, а также топографические каталоги, где библиографические записи располагаются в соответствии с расстановкой документов на полках. В нумерационных каталогах могут быть структурно выделены записи о документах из подфондов отдельных подразделений библиотеки/информационной службы, благодаря чему по инвентарному номеру можно уточнить, за каким подфондом закреплен тот или иной документ. Эти каталоги зачастую используются при инвентаризационной проверке подфондов, а также помогают возвращать на место документ, ошибочно попавший в другой подфонд.
Топографические каталоги позволяют легко выявлять местонахождение конкретного документа. Особенно они полезны при больших массивах листовых материалов.
Как видим, в зависимости от возникающих проблемных ситуаций могут быть использованы различные виды группировки учетных сведений о документах. Вместе с тем, инвентарный способ сортировки записей в формах индивидуального учета является основным. В 1980-е гг. при разработке системы учетных форм для централизованных библиотечных систем была сделана попытка заменить инвентарную книгу алфавитным учетным каталогом, созданным по аналогии с генеральным каталогом научных библиотек. Однако практическое использование данной формы учета потребовало дополнения его «Описью инвентарных номеров» (или «Описью карточек учетного каталога»), по форме напоминающей упрощенную инвентарную книгу.
Актовая форма учета документного фонда является альтернативной формой индивидуального учета. Суть ее в том, что на партию новых поступлений, полученную по одному сопроводительному документу, оформляется акт со списком документов, составленный по аналогии с листами инвентарной книги. Номера актов соответствуют номеру записи партии в «Книге суммарного учета документного фонда». Лист актового учета удобен при компьютерной системе учета, поскольку его распечатка становится основой для создания инвентарных книг.
С появлением электронных каталогов операции индивидуального учета документов автоматически сливаются с операциями приема и каталогизации/рекаталогизации документов, а ведение форм учета передается полностью компьютерной программе. Как правило, они формируются из имеющейся базы данных электронного каталога по специальной команде сотрудника. Для надежного сохранения и использования учетных данных рекомендуется делать их распечатки на бумажном носителе.
Для наблюдения за движением каждого экземпляра в электронном каталоге появляются новые возможности: теперь в каждый момент времени можно не только уточнить, в каком подфонде следует искать данный документ, но и когда, какому пользователю он был выдан, а также к какому сроку предполагается его возвращение в фонд.
Поскольку документный фонд является материальным активом той организации, которой он принадлежит, он должен подвергаться бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет документного фонда — это учет балансовой стоимости документов из фонда. Он осуществляется по правилам ведения бухгалтерского учета на основе данных о стоимости отдельных партий документов в «Книге суммарного учета». Стоимостная информация, собранная в ходе бухгалтерского учета документного фонда, необходима для экономического анализа деятельности информационной организации и планирования финансовых ресурсов, а также для оценки экономической эффективности формирования документного фонда. Однако в сложившихся условиях вопрос о бухгалтерском учете документного фонда остается проблемным.
Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013—94) документные фонды включены в состав основных средств. При этом в классификаторе охвачены документы на различных носителях — от рукописей до электронных изданий. Следовательно, все они должны подлежать и бухгалтерскому учету. Однако на практике в финансовых документах отражается балансовая стоимость не всех документов, составляющих документные фонды. Как правило, бухгалтерскому учету подвергаются лишь книжные издания, зарегистрированные в инвентарных книгах. Не подлежат бухгалтерскому учету периодические издания, брошюры, архивные документы, обменные фонды, зачастую не отражается балансовая стоимость документов на нетрадиционных носителях, которые отнесены к малоценному инвентарю фондов. В результате нарушается принцип полноты и достоверности учетной информации.
В составе основных фондов документные фонды занимают особое положение. Так, в отличие от других видов основных средств на документные фонды не начисляется амортизация, т. е. постепенное погашение стоимости по мере физического и морального износа. Эта норма введена в связи с тем, что, несмотря на физический износ носителя и устаревание информации в большинстве документов, стоимость некоторых документов (рукописей, памятников письменности и печати, других ценных и редких документов и др.) ежегодно повышается в соответствии с изменениями их научной и культурно-исторической ценности.
Следует понимать, что балансовая стоимость документного фонда не отражает его реальной стоимости, поскольку информационная и культурная ценность данного фонда не может быть определена простым суммированием стоимости отдельных документов и зависит от полноты собранных материалов. Таким образом, балансовая стоимость документных фондов в настоящее время имеет ограниченное практическое значение.
В учреждениях культуры, архивах, органах научно-технической информации существует опыт вывода собраний культурных ценностей из состава основных средств. Так, музейные коллекции не подлежат бухгалтерскому учету по стоимости в соответствии с нормативно-правовыми документами. В случае необходимости оценки конкретных изданий при страховании, при расчете с пользователями, утратившими или нанесшими ущерб сохранности документов, обращаются не к балансовой стоимости, а проводят экспертную оценку.
Однако в условиях укрепления рыночных отношений документные фонды в целом не могут быть исключены из состава основных средств и сняты с балансового учета, поскольку это значительно ослабит контроль за сохранностью фондов, усложнит порядок их учета в местах нахождения, списания и подотчетности. «Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях», принятая в 1999 г., признала приоритетное значение в учете документных фондов всех библиотек и служб информации «Инструкции об учете библиотечного фонда», утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, что придало ей статус межведомственного документа. В этой связи полноту и достоверность учетных данных о фонде обеспечивают, прежде всего, суммарный и индивидуальный учет, в ходе которых документально оформляется в том числе и стоимость отдельных документов и партий документов. В бухгалтерском учете для документных фондов ведется специальная инвентарная карточка аналитического учета основных средств, в которой балансовая стоимость фонда указывается в показателях движения фонда и общей суммой.
Рыночные колебания реальных цен документов в связи с инфляционными процессами потребовали регулярного проведения переоценки балансовой стоимости документного фонда. Переоценка документов осуществляется в целях экономического обоснования планирования финансовых ресурсов на обновление документных фондов.
Переоценка является функцией бухгалтерского учета и осуществляется бухгалтерами. Работники библиотек и информационных служб подают им сведения о номинальной стоимости приобретенных документов.
В условиях формирования рыночных отношений в России первая переоценка основных фондов предприятий и организаций была осуществлена в 1992 г. В период с 1992 по 1996 г. переоценка осуществлялась регулярно, что было вызвано высокими темпами инфляции. Последняя переоценка документных фондов, как и других основных средств, производилась в первом полугодии 2003 г. Документные фонды переоцениваются по восстановительной стоимости, которая определяется умножением балансовой стоимости на соответствующий коэффициент переоценки (см. табл. 2). Так, стоимость изданий, полученных в 1991 г., в 1992 г. индексировалась в 15 раз, а стоимость издания, приобретенного до 1990 г., в 1992 г. увеличивалась в 36 раз, а в 1993 г. — еще в 29 раз. В последующем вместо единых коэффициентов индексирования были введены интервалы значений переоценочных коэффициентов (например, 1,7-3,2), в границах которых возможен их выбор. Результаты переоценки документного фонда отражаются в бухгалтерских документах (на карточках аналитического учета общей суммой) и вносятся в книгу суммарного учета.
В настоящее время проблема переоценки актуальна только при оформлении исключения документов из фондов, а также при замене утраченного документа пользователем или при оценке документа, поступившего в дар. Оценку стоимости документов, поступающих и выбывающих из фондов библиотеки, производят, используя рыночные цены, переоценочные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации, а также рекомендации оценочных организаций, закупочных комиссий, каталоги — прейскуранты на закупку и продажу букинистических и антикварных книг. При оформлении списков документов, выбывающих из фонда, их группируют по годам приобретения, указывая номинальную цену документа, зафиксированную в учетных документах, — для последующей переоценки с использованием соответствующих коэффициентов в бухгалтерии.
Итак, учет документного фонда включает три взаимодополняющих вида учета, призванных собирать и накапливать количественную, качественную и стоимостную информацию о фонде. В настоящее время наиболее технологически и организационно проработаны суммарный и индивидуальный виды учета фонда, которые формируют наиболее точные и взаимопроверяемые данные о документном фонде. В меньшей степени технологически обосновано ведение бухгалтерского учета фонда, в связи с чем ограничиваются возможности использования в управлении получаемых стоимостных данных о фонде. В значительной мере современные проблемы в сфере учета документных фондов вызваны переходным состоянием систем учета как в связи с внедрением новых информационных технологий, так и с нестабильностью в развитии экономических процессов в стране. Следствием этого становится широкая вариативность учетных форм и организационно-технологических решений в различных информационных организациях.
Проверка документного фонда
Кроме первичного учета поступающих и выбывающих из фонда документов, в любом документном фонде проводится их переучет, или проверка фонда.
Проверка (переучет) документного фонда — это периодическая сверка данных индивидуального учета с наличными документами с целью контроля сохранности фонда. В ходе проверки фонда устанавливается наличие всех документов, состоящих на учете, а также своевременно выявляются утраченные документы. Кроме того, во время проверки анализируется правильность ведения учетной документации, устраняются ошибки, допущенные в период между проверками, а также проводится изучение документного фонда и вторичный отбор, устраняются застановки документов и задолженность пользователей.
Плановые проверки фонда проводятся в среднем один раз в пять лет. Исключение составляют документы, находящиеся на сейфовом хранении, переучет которых осуществляется ежегодно.
Если документный фонд достаточно велик для того, чтобы провести его проверку в течение одного года (более 50 тыс. экз.), она осуществляется поэтапно в соответствии с разработанным планом в течение ряда лет (от 7 до 25 лет в зависимости от объема фонда).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» (1996 г.) обязательно организуются внеплановые проверки документного фонда в следующих случаях:
• при смене материально ответственного лица;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации, владеющей фондом;
• в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для проведения проверки фонда является приказ, в котором назначается проверочная комиссия, ответственная за ход, организацию и итоги проверки. Это позволяет придать результатам проверки силу юридического доказательства. В состав комиссии обязательно включаются должностное лицо, материально ответственное за сохранность данного фонда/подфонда, а также представитель бухгалтерии. В период подготовки к проверке фонда выявляются и исправляются все ошибки в ведении учетной документации, поскольку в противном случае данные проверки могут оказаться недействительными.
Существует несколько способов проверки документного фонда:
•непосредственная сверка фонда с учетным документом (инвентарной книгой, актовым листом учета или др.) — это наиболее точная проверка, поскольку не использует посреднические формы описания каждого экземпляра документов, но и наиболее трудозатратная, в особенности при больших объемах фонда. Для этого требуется приблизить к стеллажам с документами все инвентарные формы учета, что не всегда возможно осуществить практически. Выявление недостающих документов потребует после окончания сверки с фондом просмотра всего инвентарного ряда в учетных формах;
• сверка фонда с топографическим каталогом — это наиболее оперативный способ проверки, так как расстановка карточек в каталоге совпадает с расстановкой документов на стеллажах. В этой связи легко вести проверку по разделам фонда/подфонда. Карточки на документы, не обнаруженные при сверке, сразу откладываются отдельно в инвентарном порядке для последующего установления местонахождения документа.
• проверка при помощи контрольных талонов или индикаторов. Это наиболее распространенный способ сверки фонда с учетными данными, поскольку топографические каталоги имеются не во всех организациях. В этом случае предварительно создаются копии учетных записей на документы того или иного подфонда — в виде карточек, расставленных по инвентарным номерам. При нахождении на полке документа контрольный талон или индикатор на него переставляется в отдельный ряд, а на самом документе делается отметка о сверке. Таким образом, на отсутствующие в фонде документы автоматически формируется инвентарная картотека, с которой удобно работать при поиске отсутствующих документов и при составлении актов на списание утерянных документов.
В электронных каталогах, как правило, существует специальный служебный модуль проверки фонда, в котором предусматривается ввод инвентарных номеров или штрих-кодов документов, имеющихся в наличии в фонде. По окончании ввода система сверяет их с записями, имеющимися в базе данных, и выдает список отсутствующих документов, закрепленных за данным фондом.
По окончании сверки фонда с учетными записями устанавливается месячный срок для принятия мер по разысканию отсутствующих документов и устранения возникших недоразумений. После того, как все возможности разыскания недостающих документов исчерпаны, составляется список документов, пропавших по неустановленным причинам. Должностное лицо, материально ответственное за сохранность данного фонда/подфонда, составляет объяснительную записку, а комиссия документирует свои выводы, заключение и предложения в акте и протоколе, которые утверждаются первым руководителем организации. В последующем отсутствующие издания списываются с баланса библиотеки/информационной службы, а стоимость недостачи взимается с материально ответственного лица.
Итак, учет — это важный и ответственный этап формирования документного фонда, необходимый для контроля за его состоянием и развитием и обеспечивающий сохранность и надежность функционирования фонда. Он предъявляет строгие требования к деловым качествам сотрудников — к их дисциплинированности, аккуратности, тщательности, педантичности в выполнении учетных операций. Рутинный характер учетной деятельности позволяет передавать операции по учету компьютерным системам.
Литература:
1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 182-203.