Общеэкономический смысл
Тема №1. Внутрифирменное планирование.
Оценка планов.
Планирование – это технология управления, а следовательно требует определенных затрат, как любая технология управления. В результате, рано или поздно, возникнет вопрос: «Что это даст фирме?». Существуют два аспекта этого вопроса:
· Выбор показателей экономической эффективности работы фирмы. Предприятие оценивает результаты своей деятельности в различных сферах с помощью показателей, которые оценивают научный, технический, социальный эффект. Экономическая эффективность означает сокращение ресурсов на производство продукции.
· Оценка качества самих планов, то есть, в процессе внутрифирменного планирования необходимо оценить не только правильность выбора целей фирмы, но и оценить степень достижения этих целей через достижение запланированных показателей. Необходимо иметь систему показателей, которые бы характеризовали этим планы (для оценки качества). Они отражают: реальность, напряженность, обоснованность, оптимальность, уровень риска плана. В ходе анализа и контроля выполнения плановых показателей можно оценить качество планов и скорректировать их без изменения общих целей.
[1] Такие действия, как привлечение дополнительных средств.
[2] Таблица «Классификация подходов к выделению коммерческой идеи»
Заглядывай вперед или окажешься позади.
Б. Франклин
Планировать или быть планируемым.
М. Алексеева
Понятие планирование деятельности фирмы имеет 2 смысла в теории бизнеспланирования:
- Общеэкономический
- Конкретно-управленческий
Понятие общеэкономического смысла вытекает из общей теории фирмы и ее природы. С общеэкономической точки зрения ПЛАНИРОВАНИЕ – это антипод рыночного механизма. Своей деятельностью фирмы нарушают экономическое равновесие.
Накапливаются противоречия между спросом и предложением. Когда у компании происходит замедление производства продукции компании необходимо определить, чем оно вызвано. Если это вызвано естественным накоплением противоречий между спросом и предложением, то какие-либо действия[1] по предотвращению этой ситуации приводят к кризису.
Некоторые компании предпочитают уничтожать излишки продукции, чтобы не снижать цену на товар. Но в результате потери несет не только фирма, но общество, нарастает социальная напряженность.
На определенном этапе развития экономической теории, когда экономисты пришли к выводу, что кризис влечет за собой не только финансовые потери фирмы, но и кризис общества, было принято решение ввести плановое хозяйство. Таким образом, ПЛАНИРОВАНИЕ – вытеснение рыночных механизмов системой волевых, сознательно принимаемых решений. Если оценивать это решение экономистов, то можно сказать, что планирование – одно из реальных достижений социализма в области экономики.
Моральное стимулирование, используемое в плановой экономике начало использоваться странами с рыночной экономикой. Но в рыночной экономике планирование стало возможным только в индикативном (рекомендательном) виде.
В рыночной экономике все субъекты самостоятельны и государства, как общеэкономического центра не существует. Государство не может заставить выполнять его планы и решения. Государство способно создавать условия для развития экономики.
На уровне отдельных предприятий планирование стало возможным в директивной (обязательной) форме, а это означает, что и в рамках рыночной среды. Директивная форма стала возможной, так как:
Во – первых, отдельная фирма имеет отдельный экономический центр управления.
Во – вторых, фирма имеет ограниченный размер (какой крупной ни была бы фирма, она всегда меньше национальной экономики), это позволяет осуществлять контроль внутри фирмы.